Сибирские огни, 1975, №12

138 Э. ВУКРИНСКИЙ Три девушки и парень заколачивали ка лыписи, а метрах в пятидесяти работал пу­ теукладчик. — На пятки наступают, — пробормо­ тал Михайлевич.—И правильно делают! Только в задержке не столько мы винова­ ты, сколько взрывники— чтоб им да дна, ни покрышки! Уже потом мне растолковали обиду на варывников. Дело в том, что обычно па раз­ работке карьеров или выемок применяют взрыв, затем экскаватор выбирает грунт, а самосвалы его отвозят. Так и здесь, но... вот уж оно «НО». Взрыв готовится долго. Сначала с по­ мощью бурильных установок пробивают скважины, потом загружают заряды, трам­ буют их, готовят единую схему. На все это уходит немало времени, а эффект весьма незначителен. Скважины бурятся на глуби­ ну до 12 метров. Летом мерзлота довольно быстро подтаивает и забивает скважины во­ дой, подмачивает заряды — в итоге отказы. Кроме того, почва здесь— смерзшаяся дресва, супеси. Она снижает силу взрыва, «а-мортизирует», что ли, трескается, и на по. верхность вылетают огромные мерзлые глы. бы, которые затем приходится вновь взры­ вать. А время идет, техника простаивает, нервничают рабочие. Бсть ли выход? Михайлевич присажива­ ется прямо на краю выемки, вытягивает с явным удовольствием ноги. — Вон видите, стоят БТС-150, бурильные установки. С помощью такой одной уста­ новки за смену пробуривают четыре-пять двенадцатиметровых скважин. Но не лучше ли было вначале пробурить скважины для зарядов глубиной до шести метров, взор­ вать, а когда экскаватор уберет грунт, провести второй взрыв?... Вот это и есть вы­ ход, только почему-то пока его не видят взрывники, или не хотят видеть—ведь это отступление от привычного метода... Позднее я стал свидетелем похода специ­ альной делегации к начальнику управления «Бамстройлуть». Пошли к нему восемь пред­ ставителей механизированной колонны № 94. Восемь коммунистов. Вопрос один — как подхлестнуть взрывников? Ведь гнев­ ный па.рень на плакате в те дни вопро­ шал: «Кто сдерживает укладку пути?» Начальник управления Валентин Ин­ нокентьевич Моюровициий молча слушал хо­ датаев. — Только за последние дни что получи­ лось? —это неторопливый, спокойный глав- пый механик колонны Геннадий Павлович Галуцкий.—Экскаватор стрелу сорвал, на ДЭТе сгорел генератор... — Ты говоришь—за последние дни,— взорвался цыганского типа, горячий линей­ ный механик Павел Иванович Зверев.— Я на этой выемке уже две недели бьюсь... Да взрывники же израсходовали за эти дай больше «ВВ», чем при таком взрыве, какой мы предлагаем!.. Начальник управления поднял голову. — Онн же глыбы, которые после взрыва образуются, разбивают накладными заряда­ ми,—поспешил объяснить Михайлевич.— Тут уж ничего не жалеют —все спишут... — Хорошо,—сказал Мокровидкий и пере­ кинул несколько листков календаря.—В по­ недельник я у вас буду- На месте разбе. ремся. Вышли ходоки мрачные. — Вот и напросились,—подытожил остыв­ ший Зверев. — Ничего,—успокоил Михайлевич. — Главное, к приезду Мокровицкого успеть грунт убрать из выемки. Тут я поясню. Выемка на 78-м километре —это довольно далеко от места дислока­ ции колонны, часа четыре езды. Туда ухо­ дят машины утром в понедельник, а пер­ вая смена приступает к работе в два часа дня. Взрывники же оба выходных исполь­ зуют для производства взрывов. Вот и вол­ новались ходоки: к приезду начальника уп. равнения взорванного грунта будет много... Карандин появился только поздно вече­ рам—опять что-то доставал. — Александр Владимирович, еще не зна­ ете о результатах миссии ходоков? —спро­ сил Галуцкий. Он глянул удивленно: — Что еще за ходоки? В обычной своей манере —коротко, сжа­ то, точно—секретарь парторганизации рас­ сказал Карандину историю с ходоками. Начальник колонны помолчал, устало вздохнул: — Нет, ничего менять не будем... Работы начнем как обычно, в понедельник.—И уже у дверей закончил.—Мокровидкий раз­ берется... Через несколько дней, уже «разобрав­ шись», Мокровидкий говорил мне: — При работе в наших условиях у боль­ шинства людей появляется чувство собствен­ ности.—Он поймал мой удивленный взгляд. —Да-да, именно это чувство... Они ведь не говорят —наша стройка, наш участок. Они говорят—моя стройка, моя машина, мой участок... И я вижу в этих словах чувство личной ответственности за судьбу строитель­ ства... Вот те, кто приходил,—они ведь ма­ териально не пострадают, свой план по зло­ получным кубометрам выполнят. Они приш­ ли, так как чувствуют — не выполняются главные, целевые задачи строительства... Говорит он негромко, иногда что-то при­ поминая,—тогда трет рукой высокий лоб, недовольно морщится. Сам он— коренной сибиряк,'родился и вырос в Иркутской об­ ласти. Семнадцати лет добровольцем ушел в армию, но попал не на фронт, а в Иркут­ скую школу военных техников. Было это в 43-м. Повоевать успел всего-то три месяца. Затем еще служил, и лишь в 50-м, демоби­ лизовавшись, поехал на строительство же­ лезной дороги Тайшет—Лена. Работал и учился в техникуме. Сначала был мастером, затем прорабом, а на линии Хребтовая— Усть-Илим трудился уже заместителем на­ чальника управления «Аигарстрой». — Не знаю— воздух ли, сама ли обста­ новка или что другое делают людей более добрыми... Лично я считаю, что в основе всех хороших поступков людей всегда ле­ жит их доброта... Но,— внезапно прерыва­ ет себя Мокровидкий,—сейчас недаром у нас работают, вернее, начинают работать

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2