Сибирские огни, 1975, №12
138 Э. ВУКРИНСКИЙ Три девушки и парень заколачивали ка лыписи, а метрах в пятидесяти работал пу теукладчик. — На пятки наступают, — пробормо тал Михайлевич.—И правильно делают! Только в задержке не столько мы винова ты, сколько взрывники— чтоб им да дна, ни покрышки! Уже потом мне растолковали обиду на варывников. Дело в том, что обычно па раз работке карьеров или выемок применяют взрыв, затем экскаватор выбирает грунт, а самосвалы его отвозят. Так и здесь, но... вот уж оно «НО». Взрыв готовится долго. Сначала с по мощью бурильных установок пробивают скважины, потом загружают заряды, трам буют их, готовят единую схему. На все это уходит немало времени, а эффект весьма незначителен. Скважины бурятся на глуби ну до 12 метров. Летом мерзлота довольно быстро подтаивает и забивает скважины во дой, подмачивает заряды — в итоге отказы. Кроме того, почва здесь— смерзшаяся дресва, супеси. Она снижает силу взрыва, «а-мортизирует», что ли, трескается, и на по. верхность вылетают огромные мерзлые глы. бы, которые затем приходится вновь взры вать. А время идет, техника простаивает, нервничают рабочие. Бсть ли выход? Михайлевич присажива ется прямо на краю выемки, вытягивает с явным удовольствием ноги. — Вон видите, стоят БТС-150, бурильные установки. С помощью такой одной уста новки за смену пробуривают четыре-пять двенадцатиметровых скважин. Но не лучше ли было вначале пробурить скважины для зарядов глубиной до шести метров, взор вать, а когда экскаватор уберет грунт, провести второй взрыв?... Вот это и есть вы ход, только почему-то пока его не видят взрывники, или не хотят видеть—ведь это отступление от привычного метода... Позднее я стал свидетелем похода специ альной делегации к начальнику управления «Бамстройлуть». Пошли к нему восемь пред ставителей механизированной колонны № 94. Восемь коммунистов. Вопрос один — как подхлестнуть взрывников? Ведь гнев ный па.рень на плакате в те дни вопро шал: «Кто сдерживает укладку пути?» Начальник управления Валентин Ин нокентьевич Моюровициий молча слушал хо датаев. — Только за последние дни что получи лось? —это неторопливый, спокойный глав- пый механик колонны Геннадий Павлович Галуцкий.—Экскаватор стрелу сорвал, на ДЭТе сгорел генератор... — Ты говоришь—за последние дни,— взорвался цыганского типа, горячий линей ный механик Павел Иванович Зверев.— Я на этой выемке уже две недели бьюсь... Да взрывники же израсходовали за эти дай больше «ВВ», чем при таком взрыве, какой мы предлагаем!.. Начальник управления поднял голову. — Онн же глыбы, которые после взрыва образуются, разбивают накладными заряда ми,—поспешил объяснить Михайлевич.— Тут уж ничего не жалеют —все спишут... — Хорошо,—сказал Мокровидкий и пере кинул несколько листков календаря.—В по недельник я у вас буду- На месте разбе. ремся. Вышли ходоки мрачные. — Вот и напросились,—подытожил остыв ший Зверев. — Ничего,—успокоил Михайлевич. — Главное, к приезду Мокровицкого успеть грунт убрать из выемки. Тут я поясню. Выемка на 78-м километре —это довольно далеко от места дислока ции колонны, часа четыре езды. Туда ухо дят машины утром в понедельник, а пер вая смена приступает к работе в два часа дня. Взрывники же оба выходных исполь зуют для производства взрывов. Вот и вол новались ходоки: к приезду начальника уп. равнения взорванного грунта будет много... Карандин появился только поздно вече рам—опять что-то доставал. — Александр Владимирович, еще не зна ете о результатах миссии ходоков? —спро сил Галуцкий. Он глянул удивленно: — Что еще за ходоки? В обычной своей манере —коротко, сжа то, точно—секретарь парторганизации рас сказал Карандину историю с ходоками. Начальник колонны помолчал, устало вздохнул: — Нет, ничего менять не будем... Работы начнем как обычно, в понедельник.—И уже у дверей закончил.—Мокровидкий раз берется... Через несколько дней, уже «разобрав шись», Мокровидкий говорил мне: — При работе в наших условиях у боль шинства людей появляется чувство собствен ности.—Он поймал мой удивленный взгляд. —Да-да, именно это чувство... Они ведь не говорят —наша стройка, наш участок. Они говорят—моя стройка, моя машина, мой участок... И я вижу в этих словах чувство личной ответственности за судьбу строитель ства... Вот те, кто приходил,—они ведь ма териально не пострадают, свой план по зло получным кубометрам выполнят. Они приш ли, так как чувствуют — не выполняются главные, целевые задачи строительства... Говорит он негромко, иногда что-то при поминая,—тогда трет рукой высокий лоб, недовольно морщится. Сам он— коренной сибиряк,'родился и вырос в Иркутской об ласти. Семнадцати лет добровольцем ушел в армию, но попал не на фронт, а в Иркут скую школу военных техников. Было это в 43-м. Повоевать успел всего-то три месяца. Затем еще служил, и лишь в 50-м, демоби лизовавшись, поехал на строительство же лезной дороги Тайшет—Лена. Работал и учился в техникуме. Сначала был мастером, затем прорабом, а на линии Хребтовая— Усть-Илим трудился уже заместителем на чальника управления «Аигарстрой». — Не знаю— воздух ли, сама ли обста новка или что другое делают людей более добрыми... Лично я считаю, что в основе всех хороших поступков людей всегда ле жит их доброта... Но,— внезапно прерыва ет себя Мокровидкий,—сейчас недаром у нас работают, вернее, начинают работать
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2