Сибирские огни, 1975, №12

ДВЕ ВСТРЕЧИ С БАМом 135 Ратуя иной раз за романтику, мы почему- то забываем, что она обходится очень доро­ го, увеличивает поток людей, которые сна­ чала едут туда, а потом обратно. Практи­ ка показывает, что в неблагоприятных для жилья условиях из пяти приехавших — чет­ веро, самое большее через год, поворачива­ ют обратно. Могу также добавить, что на БАМе осо­ бой нужды в кадрах не испытывают. Сейчас требуются лишь специалисты. Мне прихо­ дилось быть свидетелем, Как многие из доб­ ровольцев обивали пороги различных учреж­ дений и почти всегда слышали отказ. Но я также помню, как Мокровицкий разносил в пух и прах своих кадровиков: — Это вам не частная лавочка. Люди едут строить дорогу, и за это их надо уважать. Вы кадровики. Смотрите, говорите, спраши­ вайте. Ищите тех, кто приехал не за славой и деньгами, а кто действительно выдержит здесь до конца. После выхода постановления правительст­ ва о льготах для строителей БАМа появи­ лось много желающих отправиться в путь. Разумеется, нужен строгий отбор: на БАМе должны работать действительно лучшие. Ведь не секрет, что даже в составе ударного комсомольского отряда имени XVII съезда ВЛКСМ оказалось немало бойцов, кото­ рые приехали на строительство, имея пра­ ва шофера третьего класса вли «корочки» каменщика второго разряда. В условиях, когда нет ни минуты на обучение, им не до­ веряют ни машин — не тот стаж работы, ни кладки жилых домов — не тот уровень под­ готовки. Вот и приходится выдумывать но­ вые профессии — «автоплотник», к примеру. Отсюда — обиды, недовольство, отъезды. Я слышу возражения: мол, в большом де­ ле всегда не все гладко. Но чем меньше оши­ бок мы сделаем, тем легче нам будет пост­ роить магистраль векш Мы— из девяносто четвертой Эту фразу мне часто приходилось слы­ шать в дни, когда я был в Тынде. Протяги­ вая руку для знакомства, мне называли фа­ милию, а после добавляли: «Из девяносто четвертой». Произносили спокойно, без осо. бой гордости, но с достоинством. •— Что это за девяносто четвертая? — спросил я у Мокравицкого. — Мехколонна номер девяносто четыре. Карандинская. —- А что, она здесь одна работает? — Да нет, не одна. Но самая, пожалуй, знаменитая. Особенно ее начальник зна­ менит. О Карандине говорят разное и по-разно­ му. Одни —-с уважением: работяга и дело свое знает; другие — с завистью: везет че­ ловеку; третьи—с подтекстом: все для себя и для колонны своей. Но нет равнодушных. Всем как-то удружил или, наоборот, насо­ лил Карандин. Кому-то вовремя «подбро­ сил» пару машин — помог план «вытянуть», у кого-то из-под носа «увел» запчасти для экскаватора, иных обошел под занавес — получил первое место среди субподрядных организаций управления «Бамстройпуть» на финише квартала. И в этом весь Карандин —в умении со­ браться, уловить момент, мощным кулаком двинуть всю технику и рывком тряхнуть многострадальные кубометры. Иные завиду­ ют этому качеству, другие ссылаются на то, что когда из Находки уезжал он на БАМ, то перетащил сюда почти всех лучших ра­ бочих, третьи парируют — значит, уважают его, раз едут, значит, верят люди Каранди­ ну. И приводят факты: у Карандина са.мый лучший поселок, дома стоят среди деревь­ ев, строится клуб, стараются сделать все возможное для полноценного отдыха рабо­ чих, есть отличный детский комбинат... Его обвиняют — все для себя. Он «выко­ лачивал» путевку в детский санаторий — у одного рабочего болела дочь, он привез двигатель — стоял бульдозер, он... Не знаю, плохо ли это, когда начальник не просто исполняет свои обязанности, но когда он хозяин и это -понимает, чувствует за это от. ветственность. Машинист экскаватора Николай Кирилло­ вич Синкевич сказал мне: — Когда начальник работает уверенно, спокойно — и рабочие план дают. Стоит же начальству замельтешить, засуетиться, как все это враз нам, передается. Руки опуска­ ются. А Карандин не мелочится — это хорошо. Так вот, о Карандине. Его знают все, и он знает всех. Карандин вездесущ. И с ним охотно имеют дело — он не подведет. Кроме того, Карандин отменно знает своих людей, их возможности, умеет вовремя проконтро­ лировать. Согласитесь, если начальник мехколонны поставит задачу, скажем, линейному мехаии. ку Павлу Ивановичу Звереву и не сомне­ вается, что она будет выполнена, это нема­ ловажно. Я заметил одну характерную особенность у рабочих в колонне: остро развитое чувст­ во собственной необходимости, нужности, что ли, самостоятельности поступков и суж­ дений. Отсюда и уверенность, и сознание собственного достоинства. Растет мехколонна. Еще два года назад было сто рабочих и план — чуть больше 600 тысяч рублей. Сейчас трудится почти триста человек, план «подрос» чуть ли не втрое. А на повестке дня дальнейшее уве­ личение объемов в рублях. Амурский областной театр драмы в гости к строителям приехал. Собрался на спек­ такль и Карандин с женой. Надел костюм «парадный», в карман за расческой полез— бумажки какие-то шуршат. Глянул — биле­ ты железнодорожные: в прошлом году Ка­ рандин в этом костюме в отпуск ездил, с тех пор случая не было надеть... За счет чего, опросил я, увеличить план для мехколонн собираются? Он подумал, потом объяснил так: боль­ шого численного увеличения, на его взгляд, не предвидится. Было у него в колонне три­ ста работающих, примерно столько, же и останется, разве что число инженерно-техни­ ческих работников возрастет — техникой ко

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2