Сибирские огни, 1975, №12
ДВЕ ВСТРЕЧИ С БАМом 133 полам сопку, и лес, неохотно расступивший ся перед ниткой дороги. Еще собираясь сюда, на один из участков начинающейся Байкало-Амурской магистра ли, я многое узнал о людях, с которыми мне предстояло встретиться. Рассказывали их товарищи. Рассказывали, что иные рабо тают в механизированных колоннах по де сять-пятнадцать и более лет, у некоторых там дети родились и выросли, большинство получили квартиры — в Новосибирске, Аба кане, Братске, Красноярске, но пока кварти ры пустуют. Почему? Хозяева не собирают ся переходить на оседлую жизнь, всё кочу ют со стройки на стройку. Я пытался выяснить: что же заставляет людей жить в вагончиках, в щитовых до миках, в тайге, порой за сотни километров от населенных пунктов? Тем более с семья ми — случись, заболел ребенок, до ближай шей больницы — час на вертолете, да и то, если позволяет погода. Может быть, роман тика? Но большинству рабочих мехколовн уже давно за тридцать. Тогда — деньги? Управляющий трестом «Сибстроймехани- зация» Александр Иванович Антонов в от вет рассказал одну историю. Сам Антонов не один год провел в тайге. Так вот: одна из колонн треста дислоцировалась долгое время в крупном городе, вела земляные ра боты на подъездных путях к ТЭЦ. Люди обжились, обзавелись квартирами, устрои ли свой быт. Но после окончания работ ко лонну перебросили на новое место — кило метров пятьсот от города. Прошло не так уж много времени, и на чальник мехколонны начал бомбардировать руководство треста тревожными телеграм мами: люди увольняются, возвращаются в город. Понять их можно: семьи, квартиры, да и условия работы — не сравнить с поле выми, походными. Словом, ситуация крити ческая. План есть план, а как его выпол нять, если нет людей! Пока начальство копило телеграммы, фик сировало телефонные звонки, совещалось и принимало решения, из колонны перестали поступать сигналы бедствия. Это взволнова ло гораздо сильней. Тут же был сделан за прос: доложите обстановку. Ответ не заставил себя ждать. Началь ник мехколонны сообщал, что почти все ра бочие вернулись, не досчитался лишь не скольких человек, чей трудовой стаж в колонне не исчислялся, как выразился на чальник, «одним оборотом земли вокруг солнца». — Почему,—не удержался я,—что заста вило их вернуться? Антонов устало потер лоб, царапнул меня взглядом: — А вот поезжайте, посмотрите, погово рите с этими людьми... Глядишь — и най дете ответ... Возможно, и нам кое в чем ра зобраться поможете. Дорога — не лбеня, на одном дыхании не проедешь. Узкой лентой бьется она среди со пок, тяжко карабкается в гору, а забрав шись и едва успев перевести дух, срывается вниз, чтобы тут же вильнуть в сторону, да отбарабанить целой серией мелких и боль ших ям: вот она, «работа» вечной мерзлоты. Мне повезло, как, впрочем, повезло и вла дельцу невиданного в этих краях «боксера»: до Тынды нас согласился подвезти молодой парень — шофер «зилка». Он сразу же со общил, что зовут его Володей, фамилия — Медведев, что на БАМ приехал в составе от ряда имени XVII съезда комсомола, что сам из Калужской области, что сейчас работает в мехколонне № 94. Трасса ему нравится, наверно, потому, что подобных еще встречать не приходилось: каждый день что-то новое. — Вон полоска на горизонте... Светлая — точно? — Володя рад и меня приобщить к не так давно, видимо, состоявшемуся от крытию: — Мы долго ехать будем, а полос ка не потемнеет. Знаете, почему? — Я дей ствительно не знаю, и Володя с удовольст вием поясняет: — Да ведь мы на Север едем, а там сейчас полярный день... А вот недав но ехал — дождь застал. Так верите: по одной стороне дороги пробежался, а на дру гой даже пыль не прибил. Чудно. Пал туман, да такой, что фары лишь про сверливают отверстия в этой темно-желтой каше. Мы едва ползем. Володя часто выска кивает на подножку: как он ориентируется, сказать трудно, но в кювет мы не опроки дываемся. — Ого, — Володя возбужден. — Первый раз в такой туман попадаю. Тында близко... Недаром говорят, что в переводе с эвенкий ского, Тында — туманная. Внизу полыхнули огни поселка. — Приехали, — враз обмяк Володя. Ма шина неслась с вершины сопки, оставляя наверху завесу тумана. — Сюда надолго? — спрашиваю Медве дева. Он удивленно смотрит на меня, переспра шивает, затем, помолчав, говорит: — Мамаша волнуется: жешось здесь — она и невесты не увидит. Папаша, тот ниче го не сказал... А надолго ли приехал? Вот, понимаете, уеду я отсюда, значит, кто-то другой будет за меня заканчивать... А как же я потом скажу, что начинал БАМ, кто мне поверит?! Нет, я сюда до конца, а там видно будет. Володя останавливает машину, вылезает на подножку и заглядывает в кузов, где на шубе устроились «боксер» и его владелец. — Не замерзли? — Он поглаживает пса по большелобой голове. — Звать-то как? — Байкал,— высокий, худой хозяин пса приподнялся над бортом кузова. — Да не его,— вас. — Меня? Владимир... Владимир Ильич Петухов, — голос его уже обрел силу. — Что, Тында? — показывает он на огни. — Да, увке Тында, доехали. Поселок Тындинский — центр Джелту- лакского района Амурской области — про тянулся вдоль трассы Амуро-Якутской ав томагистрали, по которой круглый год от Большого Невера на Север идут и идут ма. шины с грузами для предприятий Якутии. Тында — один из крупных железнодорож ных узлов на будущей БАМ. И в те дни, ко гда мне пришлось ходить по пыльным ули цам Тынды, она преображалась буквально на глазах. По одну сторону Аямского трак
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2