Сибирские огни, 1975, №11
180 У книж ной п о л к и вали огромные сапожищи. Из сборки доно силась дробь пневматических молотков: словно сотни дятлов весело трудились в со сновом бору». И, как музыкант вплетает в звучание ор кестра свою партию, Андрей слышит, чувст вует особый голос своего станка. А. Твардовский в речи на Всесоюзном съезде учителей, затронув тему поэтизации труда, сослался на произведения Л. Тол стого, М. Горького, М. Шолохова и заклю чил: «Нашему народу чрезвычайно свойст венно чувство восхищения красивой рабо той» («Статьи и заметки о литературе». М., 1961, стр. 213). Герои Лавринайгиса тоже умеют чувст вовать «красоту чистой работы», красоту «радующих глаз геометрически ровных, строгих линий» и упорно добиваются высо кой точности, ведущей к этой красоте. Другая важная сторона в изображении труда современного рабочего, отраженная в романе, — постоянный поиск его мысли, желание сделать более рациональной техно логию производства, усовершенствовать станок, на котором работает, поднять тру довые деяния на высоту подлинного твор чества. Эта важная грань темы воплощена ярче всего в образе одного из ветеранов завода —Костантина Ивановича Миронова. Он не только первоклассный рабочий, чуткий наставник, но и творец в самом высо ком смысле этого слова. На его счету де сятки усовершенствований. В романе хоро шо показано живое, беспокойное биение его мысли, сосредоточенные раздумья над решением производственных проблем. Все это дается ему нелегко — чтение специаль ных книг, изучение высшей математики, электротехники и других инженерных дис циплин. Это — многие часы, украденные у отдыха и сна. Он не исключение. Таков дух времени. Понятия «современ ный рабочий», «настоящий рабочий» непре менно включают в себя этот неуемный дух творчества. В шоре с ребятами Володя Жуковский, заочно обучающийся в институте, говорит: «Мне интереснее работать... интереснее, ког да знаешь все «зачем», все «почему» и «как». Не чувствуешь себя бездумным ис полнителем...» В. Лавринайтису не удалось избежать ошибки, характерной для многих произведе ний на производственную тему. На наш взгляд, он несколько обеднил внутренний мир своих героев. Рабочие старшего поколе ния и дома показаны лишь в отношении к заводским делам, а молодежь —в пережи ваниях от рождающихся дружеских или, чаще, любовных чувств. Лишь в отдельных эпизодах, например, когда Миронов, утешая Веру Шорину, чита ет ей удивительно к месту стихи А. Яшина, приоткрывается тот богатый внутренний мир, подлинная интеллигентность, высокая культура чувств рабочего, приоткрывается тот мир, который должен был бы занять в книге более значительное место. К удаче автора в изображении молодежи следует отнести образы Андрея Кочиева и Володи Жуковского. Нравственно-психологический конфликт романа заключается в отношении различ ных людей к Миронову, который постоянно повышает для себя нормы выработки. Одни видят в этом его карьеристские устремле ния, желание заработать орден, выдвинуть ся. Другие издеваются над «сверхсознатель ностью» Миронова. Третьи попросту счита ют Константина Ивановича «дураком» или «психом». Четвертые опасаются, что это мо жет ударить по их карману. А пятые близки к тому, чтобы пойти вслед за рабочим-нова- тором. Многое раскрывается в этих действиях Миронова. Писатель стремится раскрыть в отношении к труду духовную красоту рабо чего, глубинное действие его духовных сил. Ему, рабочему-виртуозу, не хочется легкой жизни, когда становится скучно. «Хорошую норму надо. Чтобы на «вы» с нею, а не тяп-лйп и готово»,— говорит он. При зани женной норме можно остановиться в разви тии, перестать искать и думать, «закиснуть, как стоячая вода». «А искать, думать и на ходить —радостнее на свете ничего нет». Поэтому и ходит Константин Иванович в цех, как на праздник. Автором верно схвачены существенные грани нового, коммунистического отноше ния к труду. Самые сильные страницы ро мана — раскрытие духовно богатой, соци ально зрелой личности в труде, изображение труда как искусства. В этвм —несомненная удача писателя. В. РАССАДИН Геннадий Комраков. Доведи до вершины. Москва, изд. «Известия», 1974. Журналистскому почерку Г. Комракоиа в его книге очерков и статей не свойствен но стремление к особой яркости, к неслы ханной тематике, к очень уж острому слову. Не пытается он и ошарашивать читателя эрудицией. Напротив, он сдержан, мягок, осторожен в выборе слов. И в душу к вам он входит как добрый и деликатный едино мышленник, как человек, умеющий задер жать свой и ваш взгляд на том, мимо чего мы часто проходим, не включив в работу свое внимание, свою мысль... Так, к примеру, в очерке «Ключ от горо да» автор упоминает слесаря Гену Василье ва из северного горняцкого города Олене горска. «Меня удивляет в нем способность читать стихи словно бы мимоходом. Он произносит незнакомую строку, и тебя пле няет глубокий смысл, чарующая красота слова. Пораженный, спросишь его: откуда, мол, это, а в ответ услышишь знакомое имя поэта и знакомое название стихотворения, которое, оказывается, ты где-то прочел, но пропустил мимо сердца. И еще не веря в чудо, снова берешь сборник стихов, отыски ваешь строку и, досадуя на себя, что не сам огкрыл эту красоту, упиваешься ею, отда ешься радости».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2