Сибирские огни, 1975, №11

180 У книж ной п о л к и вали огромные сапожищи. Из сборки доно­ силась дробь пневматических молотков: словно сотни дятлов весело трудились в со­ сновом бору». И, как музыкант вплетает в звучание ор­ кестра свою партию, Андрей слышит, чувст­ вует особый голос своего станка. А. Твардовский в речи на Всесоюзном съезде учителей, затронув тему поэтизации труда, сослался на произведения Л. Тол­ стого, М. Горького, М. Шолохова и заклю­ чил: «Нашему народу чрезвычайно свойст­ венно чувство восхищения красивой рабо­ той» («Статьи и заметки о литературе». М., 1961, стр. 213). Герои Лавринайгиса тоже умеют чувст­ вовать «красоту чистой работы», красоту «радующих глаз геометрически ровных, строгих линий» и упорно добиваются высо­ кой точности, ведущей к этой красоте. Другая важная сторона в изображении труда современного рабочего, отраженная в романе, — постоянный поиск его мысли, желание сделать более рациональной техно­ логию производства, усовершенствовать станок, на котором работает, поднять тру­ довые деяния на высоту подлинного твор­ чества. Эта важная грань темы воплощена ярче всего в образе одного из ветеранов завода —Костантина Ивановича Миронова. Он не только первоклассный рабочий, чуткий наставник, но и творец в самом высо­ ком смысле этого слова. На его счету де­ сятки усовершенствований. В романе хоро­ шо показано живое, беспокойное биение его мысли, сосредоточенные раздумья над решением производственных проблем. Все это дается ему нелегко — чтение специаль­ ных книг, изучение высшей математики, электротехники и других инженерных дис­ циплин. Это — многие часы, украденные у отдыха и сна. Он не исключение. Таков дух времени. Понятия «современ­ ный рабочий», «настоящий рабочий» непре­ менно включают в себя этот неуемный дух творчества. В шоре с ребятами Володя Жуковский, заочно обучающийся в институте, говорит: «Мне интереснее работать... интереснее, ког­ да знаешь все «зачем», все «почему» и «как». Не чувствуешь себя бездумным ис­ полнителем...» В. Лавринайтису не удалось избежать ошибки, характерной для многих произведе­ ний на производственную тему. На наш взгляд, он несколько обеднил внутренний мир своих героев. Рабочие старшего поколе­ ния и дома показаны лишь в отношении к заводским делам, а молодежь —в пережи­ ваниях от рождающихся дружеских или, чаще, любовных чувств. Лишь в отдельных эпизодах, например, когда Миронов, утешая Веру Шорину, чита­ ет ей удивительно к месту стихи А. Яшина, приоткрывается тот богатый внутренний мир, подлинная интеллигентность, высокая культура чувств рабочего, приоткрывается тот мир, который должен был бы занять в книге более значительное место. К удаче автора в изображении молодежи следует отнести образы Андрея Кочиева и Володи Жуковского. Нравственно-психологический конфликт романа заключается в отношении различ­ ных людей к Миронову, который постоянно повышает для себя нормы выработки. Одни видят в этом его карьеристские устремле­ ния, желание заработать орден, выдвинуть­ ся. Другие издеваются над «сверхсознатель­ ностью» Миронова. Третьи попросту счита­ ют Константина Ивановича «дураком» или «психом». Четвертые опасаются, что это мо­ жет ударить по их карману. А пятые близки к тому, чтобы пойти вслед за рабочим-нова- тором. Многое раскрывается в этих действиях Миронова. Писатель стремится раскрыть в отношении к труду духовную красоту рабо­ чего, глубинное действие его духовных сил. Ему, рабочему-виртуозу, не хочется легкой жизни, когда становится скучно. «Хорошую норму надо. Чтобы на «вы» с нею, а не тяп-лйп и готово»,— говорит он. При зани­ женной норме можно остановиться в разви­ тии, перестать искать и думать, «закиснуть, как стоячая вода». «А искать, думать и на­ ходить —радостнее на свете ничего нет». Поэтому и ходит Константин Иванович в цех, как на праздник. Автором верно схвачены существенные грани нового, коммунистического отноше­ ния к труду. Самые сильные страницы ро­ мана — раскрытие духовно богатой, соци­ ально зрелой личности в труде, изображение труда как искусства. В этвм —несомненная удача писателя. В. РАССАДИН Геннадий Комраков. Доведи до вершины. Москва, изд. «Известия», 1974. Журналистскому почерку Г. Комракоиа в его книге очерков и статей не свойствен­ но стремление к особой яркости, к неслы­ ханной тематике, к очень уж острому слову. Не пытается он и ошарашивать читателя эрудицией. Напротив, он сдержан, мягок, осторожен в выборе слов. И в душу к вам он входит как добрый и деликатный едино­ мышленник, как человек, умеющий задер­ жать свой и ваш взгляд на том, мимо чего мы часто проходим, не включив в работу свое внимание, свою мысль... Так, к примеру, в очерке «Ключ от горо­ да» автор упоминает слесаря Гену Василье­ ва из северного горняцкого города Олене­ горска. «Меня удивляет в нем способность читать стихи словно бы мимоходом. Он произносит незнакомую строку, и тебя пле­ няет глубокий смысл, чарующая красота слова. Пораженный, спросишь его: откуда, мол, это, а в ответ услышишь знакомое имя поэта и знакомое название стихотворения, которое, оказывается, ты где-то прочел, но пропустил мимо сердца. И еще не веря в чудо, снова берешь сборник стихов, отыски­ ваешь строку и, досадуя на себя, что не сам огкрыл эту красоту, упиваешься ею, отда­ ешься радости».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2