Сибирские огни, 1975, №11

Н ЯНШИНОЙ пшшш Виктор Лавринайтис. Рабочая серенада. Ро­ ман. Иркутск, Вост.-Сиб. кн. изд., 19/4. В самом названии нового произведения В. Лавринайтиса выражено стремление ав­ тора раскрыть поэзию трудовых будней, по­ эзию созидания. Решение важной и нелег­ кой задачи ему во многом удалось — им найдены интересные образы для воплощения темы, своеобразная поэтика, придающая роману оригинальное звучание. Многие события даются через восприя­ тие вчерашнего десятиклассника Андрея Кочиева, пришедшего на крупный завод. Взгляд новичка позволяет по-новому взгля­ нуть на хлопотливую, напряженную жизнь большого предприятия, на многочисленные судьбы рабочих, постоянно делать пусть не­ большие, но интересные открытия. В романе хорошо показана дружеская ат­ мосфера, царящая в рабочем коллективе, спаянном едиными целями и стремлениями. В «общее детище» — машину — каждый вкладывает свои силы, знания, умение. От этой мысли «Андрей чувствовал, ощущал почти физически: люди стали, ближе, род­ нее», и .поэтому «с каждым днем жизнь его все больше заполнялась заводом». Автор верно уловил, что труд ведет к сложному сплетению индивидуальных и коллективных эмоций: общая радость отто­ го, что выпущена еще одна машина, нужная стране; приятное чувство от осознания своей нужности в общем деле; товарище­ ская взаимовыручка, высокая сознатель­ ность и ответственность — твоя работа влияет на дела бригады и завода в целом. Нелегко стать настоящим рабочим. И тут приходят на помощь старшие, ветераны за­ вода', за плечами которых огромный опыт. У лучших из них — умение видеть не одни только детали. Такие, как Миронов и Капи­ тонов, стремятся сделать из своих учени­ ков не просто хороших рабочих, а прежде всего хороших людей: «Приятно и почетно учить человека, но сколько тревог, волнений и беспокойства!.. И даже спустя много лет услышишь о нем плохое — неловко, будто что-то недоделал». Доброжелательное отношение старших после первой неудачи, когда Андрей намерт­ во запорол дорогой блок, помогло ему най­ ти в себе силы пережить стыд, остаться на заводе. Благодаря чуткости товарищей «на душе Андрея становилось все легче и легче. Росло чувство признательности всем этим людям. Он будет работать отлично. Будет!» Важная тема романа — становление мо­ лодого человека, вчерашнего школьника, превращение его в настоящего рабочего, трудности и противоречия этого сложного процесса. Одна из основных причин успеха в этом нелегком деле автором верно увиде­ на в преемственности поколений, в добрых и сердечных взаимоотношениях опытных и молодых рабочих, во всей атмосфере, царя­ щей в коллективе. Автор далек от сусалыюсти в обрисовке своих героев. Жизненно сложен и противо­ речив, например, характер мастера Шоши- на, всю жизнь отдавшего заводу, болеюще­ го за его честь, как за свою собственную. Однако воспитанный в трудных условиях, он очерствел, не признает тонкостей чувств, не понимает стремления молодых выглядеть красиво, одеваться по моде. Отсюда — гру­ бость в обращении с молодыми, крикли­ вость. Увлеченный делами, он нередко, к со­ жалению, не видит людей. Запутана жизнь Бориса Птичкмна. Вос­ питанник детдома, он находит отца — ли­ цемера, циника, эгоиста, прожженного дель­ ца, подпадает под его влияние, начинает ко всему относиться скептически, юродство­ вать, вести разгульный образ жизни, сби­ вает с толку неустойчивых Приятелей. Прав­ да, в конце койцов, как это ни трудно, он решается порвать с отцом, вторично поте­ рять его. Образ Птичкина открывал большие воз­ можности, разработай его автор психологи­ чески углубленно, покажи сомнения, пере­ живания Бориса, приведшие к разрыву с от­ цом. Однако этого не произошло, и харак­ тер развивается по известной схеме: порок должен быть наказан, а добродетель — во­ сторжествовать. Сложно развиваются в романе любовные перипетии — отношения Валерия и Веры Шориной, Володи Жуковского и Наташи. Пафос книги — в исследовании черт со­ временного рабочего. Главное в ней — не столько тот или иной отдельно взятый ха­ рактер, сколько собирательный, коллектив­ ный -портрет, рождающийся из сопоставле­ ния и противопоставления разных характе­ ров н судеб. Производственный процесс вызывает у В. Лавринайтиса музыкальные ассоциации — в многоголосом и стройном звучании. Так рождается тема музыки труда, эсте­ тических основ созидания: «Токарные стан­ ки напевали тоненько и разноголосо, точ­ но раздурачившиеся девчата. Попыхивали, покряхтывали станки расточные, строгаль­ ные. Там будто пристукивали, пританцовы­ 12 *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2