Сибирские огни, 1975, №11

178 ГЕННАДИЙ ПЕТРОВ Потянулись томительные недели ожидания. Яшин уже стал сомневаться в успехе. И вдруг — звонок из редакции: — Картина цела! Она в Вологде! Михаил Иванович Яшин так пака и не написал дуэли Пушкина. Зато он нашел много неизвестных материалов о великом поэте. Его исследова 1 ННЯ напечатаны в жур­ налах. Благодаря трудам Яшина и многих других пушкинистов сквозь историческую даль все яснее проступают события последних дней жизни поэта. Но особенно рады ученые и искусствоведы счастливой находке картины Адриана Волкова. Она правдиво и взволнованно рассказывает о трагическом поединке. На переднем плане холста полулежит раненый поэт. Его кудрявая голова обна­ жена —шляпа упала на снег. Бледное лицо отражает мужественную борьбу с болью и головокружением. Пушкин приподнялся, опираясь на левую полусогнутую руку, а пра­ вую, с пистолетом, протянул в сторону противника. Его угловатая, какая-то переко­ шенная фигура маячит в отдалении. Пушкин еще не целится в Дантеса, а жестом по­ велительно сопровождает свои слова о желании продолжить поединок. К упавшему поэту подбежал его секундант, наклонился, протянул руки, готовый поднять товарища. Лица Данзаса почти не видно, но в его стремительном движении угадывается сильное волнение этого бесстрашного человека. Немного в стороне стоит д’Аршиак, не зная, что ему делать... Эти участники дуэли выписаны не так тщательно. Художник привле­ кает все внимание зрителя к Пушкину. Картина выставлена в городе Пушкине, бывшем Царском Селе, которое поэт называл своим отечеством. Она, вместе с другими экспонатами музея, находится во флигеле бывшего императорского дворца. (Окончание в следующем номере)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2