Сибирские огни, 1975, №11
ИСКУССТВО Геннадий Петров СЛЕДОПЫТЫ ИСКУССТВА Именем революции Предыдущая глава может создать у читателя впечатление, что все российские кол лекционеры 'были единомышленниками и последователями Третьякова — так же щедро дарили народу накопленные ими художественные сокровища. Ничего подобного! По давляющее большинство владельцев картин, скульптур, шпалер, коллекций фарфора и стекла, ювелирных изделий, ценной мебели и прочих произведений всех родов искусства были алчными собственниками. Не было силы, которая заставила бы их поделиться с обществом своими богатствами, даже показать их интересующимся людям. Такой силой явилась Великая Октябрьская социалистическая революция. Правда, после свержения царизма, но еще до перехода власти в руки рабочих и крестьян, хранителям Русского музея тоже удалось получить несколько замечательных полотен. Но Временное правительство действовало в этом отношении крайне робко. Лишь настойчивость Петра Ивановича Нерадовского и других работников музея позво лила перевезти в хранилище знаменитую сюиту талантливого художника восемнадца того века Левицкого. Эта сюита состоит из семи .портретов воспитанниц Смольного института благород ных девиц. Они ¡полны обаяния и красоты юности, наиисаиы с блеском и волнением. Сюита, представляющая одно целое, заняла особое место в творчестве Дмитрия Гри горьевича Левицкого и ¡во всей русской живописи. С первых дней существования Русского музея его хранители просили, чтобы им передали ¡портреты смолянок. Но они ¡находились в Большом ¡Петергофском дворце в аппартаментах императрицы Марии Федоровны. ¡На все просьбы императрица отвечала холодным отказом. Можно было -подумать, что .полотна Левиижого ей особенно дороги. На самом деле она просто не желала расставаться со «своим имуществом». В этом Нерадовсюий убедился весной 1917 года, как только получил долгожданное разрешение забрать картины. Петр Иванович сразу ¡же помчался на грузовике в Петергоф. О.н нашел все семь портретов в сы-рой гостиной опустевшего дворца. Плот ные гардины на окнах не .пропускали' света. ¡Когда картины сняли со стен, Нерадовсюий с болью заметил, что холст влажный, а вся тыльная сторона полотен гуето заросла плесенью. Одно ¡время при дворе была в моде тайная живопись, поэтому портреты по крыли желтым лаком. Он сильно искажал жизнерадостные тона произведений Левиц кого. Много труда и мастерства приложили потом советские реставраторы, чтобы ¡вы лечить драгоценные картины и вернуть им ¡первозданный облик... Продолжение. Начало в № 10.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2