Сибирские огни, 1975, №11

152 РАНДАЙ ШЕРХУНАЕВ В исполнении якутских богатырских поэм есть еще одна характерная особенность, не свойственная, скажем, бурятам, калмы­ кам, алтайцам, у которых весь сказ о>т на­ чала до конца ведет одно лицо. Прокопий Прокопьевич рассказывал нам, как у них в Кобяконе Николай Мадгин, олонхосут из Таггшюкого района, исполнял одонхо со своим товарищам. Молодой пе.вец пел песни богатыря «нижнего мира», а Малой» — другие эпизоды. Это — не прихоть одонхосута, Еще в кон­ це прошлого века В. Л. Серошевсиий писал: «Хотя редко, но все-таки чаще, чем хоровое, можно услышать у якутов драматизирован­ ное пение. Оно устраивается таким обра­ зом: группа певцов, собравшись вместе, до­ говаривается исполнить какую-либо всем известную песню сообща. Один соглашается рассказывать то, что подлежит рассказу, именно: описание местности и хода дейст­ вия; другой исполняет партию доброго ге­ роя-богатыря, третий — его противника, богатыря злого; иные берут на себя испол­ нение песен отца, матери, жен, любовниц, сестер, злых и добрых шаманов и духов, на­ конец, коня, который в якутском эпосе игра­ ет роль немалую. Таким образом поются по преимуществу олоихб — якутские эпические пеон». Говорят, в старину они иначе не ис­ полнялись... Я слыхал одно одонхо, испол­ ненное четырьмя зараз певцами. Поют они, / конечно, по очереди, в последовательности рассказа...». (В. Л. Серошввский. Якуты. Опыт этнографического исследования. Том I. СПб, 1896, стр. 592). Текст олоихо, как уже говорилось, по­ стоянен, традиционен, но языковые, худо­ жественные украшения во многом зависят от певца, его поэтической фантазии. Прокопий Прокопьевич Ядрихияский вос­ принял и продолжает лучшие традиции олонхосутов. С молодых лет создает он им­ провизации. Обладая незаурядным талан­ том сочинителя и певца, наделенный выра­ зительным голосом, он по свежим следам событий слагает новые песни, преломляя увиденное и осознанное в певучие поэтиче­ ские строки. В 1964 году издана на якутском языке книга П. П. Ядрихинского «Пробуждение полей», в которую вошли четырнадцать произведений, сложенных олонхосутом в разное время. Открывается она пеоней- иморовиеацней «Заветы Ленина» — гимном вождю. Это сочинение, как и многие другие песни Бэджэзлэ, исполнено гражданского пафоса, яркой публицистичности. 6 песнях Ядрихинского бьется горячее сердце патриота, звучит страстный и прав­ дивый голос народного певца., хорошо знающего прошлое своего края и современ­ ную жизнь родной страны. Созданные на традиционной фольклорной основе, песни Прокопия Прокопьевича — такие, как «Трактор-богатырь», «Девяноеге- летняя ударница», «Колхозница Домна», — не перегружены устаревшими понятиями, они современны в полном смысле этого слова и содержанием своим, и мастерски использованными средствами художествен­ ной выразительности.. Совершенствование мастерства, олоихосу- та, стремление его к отображению актуаль­ ных событий времени подтверждено и в другом сборнике песен-и.мпровизаций народ­ ного поэта, вышедшего к его семидесятиле­ тию. В этой книге— «Славлю жизнь» — записаны сочинения П. П. Ядрихинского «Совет Ильича», «Славлю день рождения великого Ленина», «Песня о дружбе», «Встреча в Полтаве», «Песня о Кыыс Тыгы- не», «Осуохай» («Молодежный хоровод»), «Песня о газе» и другие. Не стареет душой поэт. Звонки и молоды его песни. Память его хранит древние на­ родные предания и сказы — одонхо, под­ линное богатство национальной якутской культуры. Поэт верно и преданно служит своему народу. Ч

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2