Сибирские огни, 1975, №11
152 РАНДАЙ ШЕРХУНАЕВ В исполнении якутских богатырских поэм есть еще одна характерная особенность, не свойственная, скажем, бурятам, калмы кам, алтайцам, у которых весь сказ о>т на чала до конца ведет одно лицо. Прокопий Прокопьевич рассказывал нам, как у них в Кобяконе Николай Мадгин, олонхосут из Таггшюкого района, исполнял одонхо со своим товарищам. Молодой пе.вец пел песни богатыря «нижнего мира», а Малой» — другие эпизоды. Это — не прихоть одонхосута, Еще в кон це прошлого века В. Л. Серошевсиий писал: «Хотя редко, но все-таки чаще, чем хоровое, можно услышать у якутов драматизирован ное пение. Оно устраивается таким обра зом: группа певцов, собравшись вместе, до говаривается исполнить какую-либо всем известную песню сообща. Один соглашается рассказывать то, что подлежит рассказу, именно: описание местности и хода дейст вия; другой исполняет партию доброго ге роя-богатыря, третий — его противника, богатыря злого; иные берут на себя испол нение песен отца, матери, жен, любовниц, сестер, злых и добрых шаманов и духов, на конец, коня, который в якутском эпосе игра ет роль немалую. Таким образом поются по преимуществу олоихб — якутские эпические пеон». Говорят, в старину они иначе не ис полнялись... Я слыхал одно одонхо, испол ненное четырьмя зараз певцами. Поют они, / конечно, по очереди, в последовательности рассказа...». (В. Л. Серошввский. Якуты. Опыт этнографического исследования. Том I. СПб, 1896, стр. 592). Текст олоихо, как уже говорилось, по стоянен, традиционен, но языковые, худо жественные украшения во многом зависят от певца, его поэтической фантазии. Прокопий Прокопьевич Ядрихияский вос принял и продолжает лучшие традиции олонхосутов. С молодых лет создает он им провизации. Обладая незаурядным талан том сочинителя и певца, наделенный выра зительным голосом, он по свежим следам событий слагает новые песни, преломляя увиденное и осознанное в певучие поэтиче ские строки. В 1964 году издана на якутском языке книга П. П. Ядрихинского «Пробуждение полей», в которую вошли четырнадцать произведений, сложенных олонхосутом в разное время. Открывается она пеоней- иморовиеацней «Заветы Ленина» — гимном вождю. Это сочинение, как и многие другие песни Бэджэзлэ, исполнено гражданского пафоса, яркой публицистичности. 6 песнях Ядрихинского бьется горячее сердце патриота, звучит страстный и прав дивый голос народного певца., хорошо знающего прошлое своего края и современ ную жизнь родной страны. Созданные на традиционной фольклорной основе, песни Прокопия Прокопьевича — такие, как «Трактор-богатырь», «Девяноеге- летняя ударница», «Колхозница Домна», — не перегружены устаревшими понятиями, они современны в полном смысле этого слова и содержанием своим, и мастерски использованными средствами художествен ной выразительности.. Совершенствование мастерства, олоихосу- та, стремление его к отображению актуаль ных событий времени подтверждено и в другом сборнике песен-и.мпровизаций народ ного поэта, вышедшего к его семидесятиле тию. В этой книге— «Славлю жизнь» — записаны сочинения П. П. Ядрихинского «Совет Ильича», «Славлю день рождения великого Ленина», «Песня о дружбе», «Встреча в Полтаве», «Песня о Кыыс Тыгы- не», «Осуохай» («Молодежный хоровод»), «Песня о газе» и другие. Не стареет душой поэт. Звонки и молоды его песни. Память его хранит древние на родные предания и сказы — одонхо, под линное богатство национальной якутской культуры. Поэт верно и преданно служит своему народу. Ч
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2