Сибирские огни, 1975, №11

150 РАНДАЙ ШЕРХУНАЕВ олонхосутам давались вторые имена, своеобразные литературные псевдонимы. Прокопий Прокопьевич также ^известен больше по имени Бэджээлэ. Он родился в 1901 году в Ко японском наслеге, в селении, находящемся в ста трид цати километрах севернее Якутска. Отец его, Прокопий Григорьевич, тоже олонхосут, работал на местного богатея, рыбачил на се­ вере и умер в беспросветной нужде Прокопий с малых лет пошел в люди. Был нянькой, пастухом, скотником. Среди хамначитов — слуг и батраков — были круп­ ные рапсоды. Зимними вечерами они испол­ няли одонхо, рассказывали друг другу сказки, пели песни. Бэджээлэ, как впослед­ ствии назвал Ядрихшюкого один из батра­ ков, его крестный отец, жадно слушал на­ родные предания, запоминал их. Особенно нравился ему веселый, неунывающий рас­ сказчик и певец по прозвищу Делювии*. Он замечательно исполнял героические поэ­ мы, такие, как «Кюн Джёсёльджют» («Сол­ нечный вестник»), знал бесчисленное коли­ чество песен, сказок, легенд, преданий, зага­ док, пословиц и поговорок, в которых гово­ рилось о сильных, умных и бесстрашных народных богатырях, преодолевающих все трудности жизни. Бэджээлэ учился у него и у других олонхосутов, приезжавших в его наслег. Прокопий работал на кулаков, плотничал: строил дома, амбары, хотоны — загоны для скота, слыл отличным косцом, ему ничего не стоило свалить за день десятину травы. Старательный в работе, был он, несмотря .на молодость, ловким и сметливым. Увлечение устной поэзией, так рано проявившееся у Бэджээлэ, со временем переросло в горя­ чую любовь к искусству слова. Он стал ис­ полнять олонхо с пятнадцати лет, и соседи охотно звали его, чтобы послушать народ­ ные поэмы. , Долгими зимними вечерами, порой до глу­ бокой ночи,' а то и несколько вечеров под­ ряд, слушали люди молодого олонхосута. Летом, в горячую пору, когда каждый день «зиму кормит», было не до песен... Радостно встретила якутская беднота по­ беду Советской власти и всячески способст­ вовала ее утверждению. В первые годы по­ сле революции лучшие представители якут­ ской интеллигенции собирали олонхосутов и организовывали их выступления перед массовой аудиторией. Это были своеобраз­ ные олимпиады, праздники песни. Певцы- сказители состязались в мастерстве испол­ нения. Такое соревнование олонхосутов ор­ ганизовал в двадцатых годах в Намеком районе выдающийся сын якутского народа Платон Алексеевич Ойунский (Слепцов) — основоположник якутской советской худо­ жественной литературы, видный обществен­ ный у государственный деятель. После об­ разования Якутской Автономной Советской Социалистической Республики в 1922 году П. А. Ойунский был председателем Совета Народных Комиссаров, а в 1923 году — председателем ЦИК республики. После выступлений олонхосутов Платон Алексеевич провел обстоятельную беседу. Он говорил о событиях в стране, о рево­ люции и ее значении, о X съезде РКП (б), делегатом которого был, о Владимире Ильи­ че Ленине. Ойунский напомнил собравшим­ ся приветствие Ленина конференции якут­ ской бедноты, в котором Владимир Ильич выражал уверенность, что «раскрепощенные от царистского угнетения, освобождающие­ ся от кабалы тойонов якутские трудящиеся массы пробудятся и е помощью русских ра­ бочих и крестьян выйдут на путь полного укрепления власти самих трудящихся» (Поли. собр. соч., т. 52, стр. 138—139). Перед Прокопием Прокопьевичем живо встал образ Ильича. Он на всю жизнь за­ помнил слова Ленина, обращенные и к не­ му, якутскому бедняку, понял, что должен, не щадя сил и жизни, бороться за счастье трудового народа. Ойунский призвал олонхосутов к актив­ ной творческой деятельности. «Платон Алексеевич сказал тогда,— пи­ шет в газете «Социалистическая Якутия» П. Дмитриев об этой встрече со сказителя­ ми,— Что, умело применяя традиционные ху­ дожественные средства устного поэтическо­ го творчества, нужно создавать новые вы­ сокохудожественные произведения, воспева­ ющие революцию, строительство новой жиз­ ни, достижения Родины». С воодушевлением сочиняет Прокопий Прокопьевич новые песни и сказы, поет о ве­ ликой победе революции, о Ленине и пар­ тии большевиков. В 1930 году Ядрихинский вступает в кол­ хоз. Плотничает, косит сено, работает на животноводческой ферме. Бывший батрак, пнувший спину на хозяина, теперь трудится на благо общего'народного дела. Не забы­ вает он и народную поэзию. С задором и желанием участвует „в художественной са­ модеятельности, получившей в якутской деревне, как и по всей стране, широкое развитие. В том же 1930 году Платон Ойунский соз­ дает по мотивам олонхо «Нюргун Бооту.р Стремительный» драматическое произведе­ ние «Туйаарыма-Куо». Оно пользовалось ог­ ромным успехом. По его примеру Ядрихин­ ский осуществляет постановку эпоса «Сол­ нечный вестник». В ней были заняты спо­ собные юноши и девушки, комсомольские активисты, многие из которых стали впо­ следствии профессиональными артистами нацоналыюго театра. Идут годы. Правление артели назначает Прокопия Прокопьевича на должности поч­ тальона, завхоза, бригадира. Он честно и добросовестно выполняет любую поручен­ ную ему работу. Селяне доверяют ему высокий пост — избирают председателем колхоза... Энергии, трудолюбия Я-трихинекому не за­ нимать. Одна беда: он неграмотен. Не знает и русского языка. Но ои много работает над собой, и вот бывший батрак, безвестный пе- вец-олонхосут становится народным поэ- том-сказителем. Его произведения записы­ ваются, публикуются в газетах, журналах, книгах. В 1938 году П. Ядрихинский импровизиру­ ет песню «Тарагана сайылык» («Летнее стойбище Тарагана»), которая быстро стано

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2