Сибирские огни, 1975, №11
150 РАНДАЙ ШЕРХУНАЕВ олонхосутам давались вторые имена, своеобразные литературные псевдонимы. Прокопий Прокопьевич также ^известен больше по имени Бэджээлэ. Он родился в 1901 году в Ко японском наслеге, в селении, находящемся в ста трид цати километрах севернее Якутска. Отец его, Прокопий Григорьевич, тоже олонхосут, работал на местного богатея, рыбачил на се вере и умер в беспросветной нужде Прокопий с малых лет пошел в люди. Был нянькой, пастухом, скотником. Среди хамначитов — слуг и батраков — были круп ные рапсоды. Зимними вечерами они испол няли одонхо, рассказывали друг другу сказки, пели песни. Бэджээлэ, как впослед ствии назвал Ядрихшюкого один из батра ков, его крестный отец, жадно слушал на родные предания, запоминал их. Особенно нравился ему веселый, неунывающий рас сказчик и певец по прозвищу Делювии*. Он замечательно исполнял героические поэ мы, такие, как «Кюн Джёсёльджют» («Сол нечный вестник»), знал бесчисленное коли чество песен, сказок, легенд, преданий, зага док, пословиц и поговорок, в которых гово рилось о сильных, умных и бесстрашных народных богатырях, преодолевающих все трудности жизни. Бэджээлэ учился у него и у других олонхосутов, приезжавших в его наслег. Прокопий работал на кулаков, плотничал: строил дома, амбары, хотоны — загоны для скота, слыл отличным косцом, ему ничего не стоило свалить за день десятину травы. Старательный в работе, был он, несмотря .на молодость, ловким и сметливым. Увлечение устной поэзией, так рано проявившееся у Бэджээлэ, со временем переросло в горя чую любовь к искусству слова. Он стал ис полнять олонхо с пятнадцати лет, и соседи охотно звали его, чтобы послушать народ ные поэмы. , Долгими зимними вечерами, порой до глу бокой ночи,' а то и несколько вечеров под ряд, слушали люди молодого олонхосута. Летом, в горячую пору, когда каждый день «зиму кормит», было не до песен... Радостно встретила якутская беднота по беду Советской власти и всячески способст вовала ее утверждению. В первые годы по сле революции лучшие представители якут ской интеллигенции собирали олонхосутов и организовывали их выступления перед массовой аудиторией. Это были своеобраз ные олимпиады, праздники песни. Певцы- сказители состязались в мастерстве испол нения. Такое соревнование олонхосутов ор ганизовал в двадцатых годах в Намеком районе выдающийся сын якутского народа Платон Алексеевич Ойунский (Слепцов) — основоположник якутской советской худо жественной литературы, видный обществен ный у государственный деятель. После об разования Якутской Автономной Советской Социалистической Республики в 1922 году П. А. Ойунский был председателем Совета Народных Комиссаров, а в 1923 году — председателем ЦИК республики. После выступлений олонхосутов Платон Алексеевич провел обстоятельную беседу. Он говорил о событиях в стране, о рево люции и ее значении, о X съезде РКП (б), делегатом которого был, о Владимире Ильи че Ленине. Ойунский напомнил собравшим ся приветствие Ленина конференции якут ской бедноты, в котором Владимир Ильич выражал уверенность, что «раскрепощенные от царистского угнетения, освобождающие ся от кабалы тойонов якутские трудящиеся массы пробудятся и е помощью русских ра бочих и крестьян выйдут на путь полного укрепления власти самих трудящихся» (Поли. собр. соч., т. 52, стр. 138—139). Перед Прокопием Прокопьевичем живо встал образ Ильича. Он на всю жизнь за помнил слова Ленина, обращенные и к не му, якутскому бедняку, понял, что должен, не щадя сил и жизни, бороться за счастье трудового народа. Ойунский призвал олонхосутов к актив ной творческой деятельности. «Платон Алексеевич сказал тогда,— пи шет в газете «Социалистическая Якутия» П. Дмитриев об этой встрече со сказителя ми,— Что, умело применяя традиционные ху дожественные средства устного поэтическо го творчества, нужно создавать новые вы сокохудожественные произведения, воспева ющие революцию, строительство новой жиз ни, достижения Родины». С воодушевлением сочиняет Прокопий Прокопьевич новые песни и сказы, поет о ве ликой победе революции, о Ленине и пар тии большевиков. В 1930 году Ядрихинский вступает в кол хоз. Плотничает, косит сено, работает на животноводческой ферме. Бывший батрак, пнувший спину на хозяина, теперь трудится на благо общего'народного дела. Не забы вает он и народную поэзию. С задором и желанием участвует „в художественной са модеятельности, получившей в якутской деревне, как и по всей стране, широкое развитие. В том же 1930 году Платон Ойунский соз дает по мотивам олонхо «Нюргун Бооту.р Стремительный» драматическое произведе ние «Туйаарыма-Куо». Оно пользовалось ог ромным успехом. По его примеру Ядрихин ский осуществляет постановку эпоса «Сол нечный вестник». В ней были заняты спо собные юноши и девушки, комсомольские активисты, многие из которых стали впо следствии профессиональными артистами нацоналыюго театра. Идут годы. Правление артели назначает Прокопия Прокопьевича на должности поч тальона, завхоза, бригадира. Он честно и добросовестно выполняет любую поручен ную ему работу. Селяне доверяют ему высокий пост — избирают председателем колхоза... Энергии, трудолюбия Я-трихинекому не за нимать. Одна беда: он неграмотен. Не знает и русского языка. Но ои много работает над собой, и вот бывший батрак, безвестный пе- вец-олонхосут становится народным поэ- том-сказителем. Его произведения записы ваются, публикуются в газетах, журналах, книгах. В 1938 году П. Ядрихинский импровизиру ет песню «Тарагана сайылык» («Летнее стойбище Тарагана»), которая быстро стано
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2