Сибирские огни, 1975, №11
Раднай Шерхунаев НАРОДНЫЙ ПЕВЕЦ ЯКУТИИ Якуты — удивительно певучий народ. По ют все — стар и млад, поют вдохновенно и с увлечением. В якутских песнях столько энергии, темперамента, сердца, что никого не оставляют они равнодушным. Слушаешь их и понимаешь, почему якуты говорят: «Доброе слово — это счастье», «Слово — что стрела и пальма1», «Слово народа — стрела, а желание его — меч». Во второй половине XIX века известный русский ученый, собиратель фольклора, ре волюционный деятель, знаток якутской на родной поэзии Иван Александрович Худя ков писал, имея в виду произведения якут ского героического эпоса: «Звуки его пес ни,— говорит сказка,—-распространяясь да леко по земле, все превращали в песню и надевание» (И. А. Худяков. Краткое описа ние Верхоянского округа. Л., 1969). И еще пословица: «Якут, как сядет на быка, — певец». Песенная традиция и музыкальная куль тура у якутов идут с незапамятных вре мен. Песня облегчала тяжелую жизнь кре стьянина-землелашца, скотовода, охотни ка, рыбака, грела его длинной холодной зи мой, одухотворяла в борьбе с суровой при родой, за счастье, правду и справедливость. Огромный кран, простирающийся из кон ца в конец с юга на север на две тысячи километров, а с запада на восток — и того больше. Край контрастов — знойного лета и морозов под семьдесят градусов, пашен и тундры. Край незакатного солнца и по лярных сияний, край тайги и ста тысяч озер, царство птицы и пушного меря, край алмазов и золота... «...чудесный народ они там»,—писал в 1916 году А. М. Горький о якутах С. П. Боголюбову. 1 П а л ь м а — род копья или кинжала на длинном черенке для охоты на медведя. Им есть о чем петь. Песня живет в на роде и поныне. Она охраняет чистоту души его, любовь к родной земле, преданность труду и отчизне. С песней у якутов связы ваются лучшие чувства, радость и счастье. Якутия богата народными певцами — блокхосутами, исполнителями героического эпоса — олоихо, сказителями и оказочника- ми, которые ревностно оберегают творения предков, мудрость веков. О мастерах народ ного художественного слова проникновен но говорят: «Из красного песка вьет ве ревку»—красноречив, значит; «такой ре чистый, что может своим словом расщепить самый тонкий конский волос»; «красноречи ем текущую воду в комок собирает». Олонхосуты пользуются в народе огром ным почетом. «Когда погибает щука, оста ются зубы ее, когда умирает пеней, остают ся песни его». От поколения к поколению передаются песни олонхосутов. Трудной была прежде жизнь сказителей. И. А. Худяков пишет: «У якутов есть по верье, что сказочники-певцы большею ча стью бывают Несчастные люди: либо глаза нет, либо руки или ноги недостает...» И по словица подтверждает: «Сказочником быва ет бедняк». Богатому не до сказок, он до волен своей судьбой. А в олоихо, в сказках и песнях — мечты народные, поиски и тор жество правды и справедливости. Творцом, носителем и хранителем фольклора, его светлых образов, мотивов, идей выступал трудовой народ. Знаменитые якутские народные .певцы Сергей Афанасьевич Зверев, Екатерина Его ровна Иванова, Прокопий Прокопьевну Яд- рихинекий —о нем наш рассказ сегодня,— как и многие другие, родились в беднейших семьях и долгие годы до революция были батраками у богачей. Ядрихинский— человек большой и инте ресной жизни. По традиции выдающимся
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2