Сибирские огни, 1975, №11

Раднай Шерхунаев НАРОДНЫЙ ПЕВЕЦ ЯКУТИИ Якуты — удивительно певучий народ. По­ ют все — стар и млад, поют вдохновенно и с увлечением. В якутских песнях столько энергии, темперамента, сердца, что никого не оставляют они равнодушным. Слушаешь их и понимаешь, почему якуты говорят: «Доброе слово — это счастье», «Слово — что стрела и пальма1», «Слово народа — стрела, а желание его — меч». Во второй половине XIX века известный русский ученый, собиратель фольклора, ре­ волюционный деятель, знаток якутской на­ родной поэзии Иван Александрович Худя­ ков писал, имея в виду произведения якут­ ского героического эпоса: «Звуки его пес­ ни,— говорит сказка,—-распространяясь да­ леко по земле, все превращали в песню и надевание» (И. А. Худяков. Краткое описа­ ние Верхоянского округа. Л., 1969). И еще пословица: «Якут, как сядет на быка, — певец». Песенная традиция и музыкальная куль­ тура у якутов идут с незапамятных вре­ мен. Песня облегчала тяжелую жизнь кре­ стьянина-землелашца, скотовода, охотни­ ка, рыбака, грела его длинной холодной зи­ мой, одухотворяла в борьбе с суровой при­ родой, за счастье, правду и справедливость. Огромный кран, простирающийся из кон­ ца в конец с юга на север на две тысячи километров, а с запада на восток — и того больше. Край контрастов — знойного лета и морозов под семьдесят градусов, пашен и тундры. Край незакатного солнца и по­ лярных сияний, край тайги и ста тысяч озер, царство птицы и пушного меря, край алмазов и золота... «...чудесный народ они там»,—писал в 1916 году А. М. Горький о якутах С. П. Боголюбову. 1 П а л ь м а — род копья или кинжала на длинном черенке для охоты на медведя. Им есть о чем петь. Песня живет в на­ роде и поныне. Она охраняет чистоту души его, любовь к родной земле, преданность труду и отчизне. С песней у якутов связы­ ваются лучшие чувства, радость и счастье. Якутия богата народными певцами — блокхосутами, исполнителями героического эпоса — олоихо, сказителями и оказочника- ми, которые ревностно оберегают творения предков, мудрость веков. О мастерах народ­ ного художественного слова проникновен­ но говорят: «Из красного песка вьет ве­ ревку»—красноречив, значит; «такой ре­ чистый, что может своим словом расщепить самый тонкий конский волос»; «красноречи­ ем текущую воду в комок собирает». Олонхосуты пользуются в народе огром­ ным почетом. «Когда погибает щука, оста­ ются зубы ее, когда умирает пеней, остают­ ся песни его». От поколения к поколению передаются песни олонхосутов. Трудной была прежде жизнь сказителей. И. А. Худяков пишет: «У якутов есть по­ верье, что сказочники-певцы большею ча­ стью бывают Несчастные люди: либо глаза нет, либо руки или ноги недостает...» И по­ словица подтверждает: «Сказочником быва­ ет бедняк». Богатому не до сказок, он до­ волен своей судьбой. А в олоихо, в сказках и песнях — мечты народные, поиски и тор­ жество правды и справедливости. Творцом, носителем и хранителем фольклора, его светлых образов, мотивов, идей выступал трудовой народ. Знаменитые якутские народные .певцы Сергей Афанасьевич Зверев, Екатерина Его­ ровна Иванова, Прокопий Прокопьевну Яд- рихинекий —о нем наш рассказ сегодня,— как и многие другие, родились в беднейших семьях и долгие годы до революция были батраками у богачей. Ядрихинский— человек большой и инте­ ресной жизни. По традиции выдающимся

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2