Сибирские огни, 1975, №11

148 Е. ЦЕЙТЛИН шей литературы 70-х годов. Они продол­ жают одни традиции, если эти традиции оказываются созвучными Времени, смело отталкиваются от других — если традиция превращается в мертвый канол. В этом движении они не просто обретают новый стиль, новые средства художествен­ ной выразительности, новую поэтику. В этом движении писатели многому учатся — прежде всего, бережному отношению к лич­ ности, умению замечать живую сложность жизни и приносить эту сложность в ис­ кусство. Многозначительная диалектика: с одной стороны, авторы выносят мещанству беспо­ щадный приговор, который множится затем на тысячи приговоров читателей; с другой стороны,— проблема мещанства в литерату­ ре все чаще решается как проблема нрав­ ственного выбора; и в жизни, и в искусстве он неизбежен для человека. Такой поворот темы актуален и гуманен, копда речь идет о современниках: еще мож­ но вмешаться, еще не поздно, еще не все по­ теряно... Молодые прозаики пишут об общем, но талантливо говорят свое. Вот почему наде­ юсь, что мы скоро услышим новые, продик­ тованные Временем ответы художников на старый вопрос, обращенный к герою: ме­ щанин или гражданин? Тревожный вопрос, который, очевидно, никогда не перестанет звучать в искусстве— пока живо искусство, пока жив человек, пока он думает о своем назначении на земле.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2