Сибирские огни, 1975, №11
148 Е. ЦЕЙТЛИН шей литературы 70-х годов. Они продол жают одни традиции, если эти традиции оказываются созвучными Времени, смело отталкиваются от других — если традиция превращается в мертвый канол. В этом движении они не просто обретают новый стиль, новые средства художествен ной выразительности, новую поэтику. В этом движении писатели многому учатся — прежде всего, бережному отношению к лич ности, умению замечать живую сложность жизни и приносить эту сложность в ис кусство. Многозначительная диалектика: с одной стороны, авторы выносят мещанству беспо щадный приговор, который множится затем на тысячи приговоров читателей; с другой стороны,— проблема мещанства в литерату ре все чаще решается как проблема нрав ственного выбора; и в жизни, и в искусстве он неизбежен для человека. Такой поворот темы актуален и гуманен, копда речь идет о современниках: еще мож но вмешаться, еще не поздно, еще не все по теряно... Молодые прозаики пишут об общем, но талантливо говорят свое. Вот почему наде юсь, что мы скоро услышим новые, продик тованные Временем ответы художников на старый вопрос, обращенный к герою: ме щанин или гражданин? Тревожный вопрос, который, очевидно, никогда не перестанет звучать в искусстве— пока живо искусство, пока жив человек, пока он думает о своем назначении на земле.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2