Сибирские огни, 1975, №11
МЕЩАНИН ПЕРЕД СУДОМ МОЛОДЫХ ПИСАТЕЛЕП 137 Не будем осуждать В. Розова, скажем ему спасибо. Он зафиксировал то, как ме няется наша общественная мораль, как од ни правильные нравственные установки вступают в противоречие с другими, не ме нее правильными. Просто пожалеем о том, что В. Розов ушел от анализа этой поистине драматической ситуации. Да, Время трансформирует, усложняет тему, которую критики привычно называ ют антимещаиской. Они, критики, говоря о темах современно го искусства, любят употреблять слово «ма терик»: материк рабочей' темы, материк произведений о деревне... Это звучит кра сиво и масштабно. Но это, если вдуматься, неверно. Материк окружен океаном; в ли тературе, как известно, не бывает даже островов. Литература (если пользоваться другим, тоже затертым, но точным сравне нием) живет по закону сообщающихся сосудов. И так называемую антимещанскую тему нельзя резко отграничить от других. На бивший оскомину трафаретный образ меша нина возник в результате подобного искус ственного вычленения; многие же недавние открытия литературы объясняются тем, что проблему мещанства писатели связывают с другими тревожно звучащими вопросами времени. По-разному можно увидеть это разбега ющееся в разные стороны тематическое по ле. Ю. Суровцев, например, увидел его так: «Почти везде, — писал он, — где мы име ем дело с современными персонажами, во влеченными в процесс духовных поисков, мотив неприятия мещанства присутствует либо на первом, либо на втором и третьем планах повествования,— то как мотив внут ренней самокритики личности центральных героев (преодоление обывательских пере житков в себе), то как поле сюжетного столкновения их с нравственными антипо дами, то как более отдаленный, однако важный и явственный, не периферийный по смыслу, «.намек», «подтекст»...» Неоспоримый, многозначительный факт: «старая, старая» тема раздвинула свои гра ницы, точнее — границы исчезают вообще, В связи с этим и критике есть о чем по размыслить. Например, о том, как Время разрушает одни писательские традиции в изображении мещанства, оживляет другие, рождает новые; как в конфликте «люди и вещи» (типичном для антимещанских произ ведений) обнаруживаются вчера еще не возможные грани; как веши в этом споре все дальше отходят на задний план; как са мо понятие «мещанин» трансформируется, вроде бы, лишается основы и... остается по-дрежнему четким; как, наконец, в этом движении общественной и литературной мысли становится более совершенным ин струментарий художников слова. Нет, не стоит в предисловии пересказы вать статью. А тема уже очерчена. Остает ся лишь предупредить читателя: это не фи лософское исследование мещанства; это за писи критика на полях нескольких книг. Остается также назвать имена трех писатг- лей-сибиряков, о творчестве которых в основном пойдет речь: Аскольд Якубовский, Михаил Малиновский, Геннадий Николаев. * * * Начну с произведения, где зримо ощуща ется традиция, — с повести Аскольда Яку бовского «Дом». Традиция завещана современным писате лям русским искусством. В чем она? Мож но сказать так: художник призван раскры вать главную трагедию мещанина — траге дию ложно понятой жизненной цели. Чело век однажды неверно берет ориентир, потом совершает большой путь, затрачивает мно го физических и нравственных сил, а путь оказывается ненужным, вообще не достой ным человека. Когда читаешь повесть А. Якубовского, то и дело возникают реминисценции: вспо минаешь горьковских «Мешан». Даже не саму пьесу — спектакль по ней Георгия Товстоногова. Вроде бы, что общего? Ничего. Художественный материал совер шенно различен. Общего много. Прежде всего — принцип изображения человеческого характера. «Нет, не понимают меня. Я — злодей! Я зверь! А заглянули вы в мою душу? Что там в ней, в моей душе-то? Разбитая жизнь... Словно стекло битое... Грудь колет, кровь сочится, мне больно! Никто не видит, никто не слышит моей боли. Или слушать не хотят?» Это из рабочего дневника Евгения Лебе дева, одного из больших актеров нашего времени. Вжившись в обра.з Бессеменова.. Лебедев записывал предполагаемые мысли своего персонажа. То же самое может сказать о себе На талья — героиня А. Якубовского, Художественная смелость писателя оче видна. Долгое время мещанин изображался в литературе почти так же, как изображал ся он в листке домоуправления «Не прохо дите мимо». Но у писателя и у карикатури ста — разные методы постижения действи тельности. Для писателя главное — иссле довать, анализировать, обобщать... Однако- лишь в последние годы авторы, пишущие » мещанстве, всерьез начали ставить перед собой такую задачу: не просто констати ровать — исследовать явление. Разумеется, и это было определено Временем. Все наше искусство стало внимательнее к личности: не к людям вообще — к судьбе и внутрен нему миру отдельного человека. Еще не давно этот человек представлялся простым, несложным винтиком большой машины; те перь — с середины 50-х годов —■критики все чаше стали вспоминать о «диалектике души», вспоминать не только применитель но к классике. Литература снова доказала мудрость известных слов о том, что каждый человек есть Вселенная, которая с ним ро дилась и с »им умирает. Мещане тоже люди — со своими стра стями, страданиями, мечтами... Истина, ко торую, может, и не обязательно учитывать
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2