Сибирские огни, 1975, №11
К Р И Т И К А Л 1 Л Т Е Р Л Т У Р О В Е Д Е Е. Цейтлин МЕЩАНИН ПЕРЕД СУДОМ МОЛОДЫХ ПИСАТЕЛЕЙ Что значит «мещанин» — как следует не ясно. , Непознаваема его земная суть. Пытаясь уловить его натуры ртуть, Умы сильнейшие срываются напрасно. Новелла М а т в е е в а . Читая в «Литературной газете» материа лы дискуссии «Люди « вещи», вдруг удив ляешься парадоксальному . обстоятельству: о чем спорить, если вывод заранее изве стен? Ну, конечно же, люди не должны становиться рабами вещей; нельзя превра щать вещь в фетиш. Уже писали об этом ■древнеримские философы и французские просветители, основатели научного комму низма и русские классики. Писали, отчаи ваясь, страдая, строя социальные теории. Всегда мечтая о лучшей человеческой доле. Причину жарких споров в «Литературной газете» легко понять, если тему дискуссии обозначить немного иначе: «Люди. Вещи. Время». Дополнение существенное. Оно, Время, наполняет своей конкретностью ста рые истины: новые предметы .выходят на орбиту нашего бытия, опять и опять лодки человеческих судеб разбиваются о непри ступные скалы быта. Газетные дискуссии рано или поздно за тихают. Конфликт «люди и вещи» никогда не уйдет из искусства. Но в литературе, как и в жизни, этот конфликт следует по множить на магическое слово — Время. Оглянемся! Почти исчезли из нашего искусства стиляги Вадики, влюбленные во все ино странное: жены ответственных и полу- ответсгвепных работников, не мыслящие существования без комиссионных магази нов; старики, сдающие втридорога жил площадь студентам. Читателю хорошо па мятны эти фигуры! Нужно ли теперь ло мать копья, разоблачая подобное мещан ство? Литературный паноптикум заполня ется иными экспонатами; мещанство пере стает олицетворяться геранью на окнах... Время меняет не только положения, ак сессуары, ситуации — даже психологию ху дожников слова. Приведу в пример драма турга, которого принято цитировать, котла речь идет о развенчании мещанства: у В. Розова это стало выстраданной, прошед шей сквозь годы темой. Помните, с каким упоением рубил отцов ской саблей полированную мебель Олег в пьесе «В поисках радости»? Как сочувство вали Олегу зрители, как долго ссылались и еще ссылаются на «опыт» Олега критики! Однако, спустя годы, автор уже не разде ляет пафоса своего героя, его решительно сти. В новой пьесе В. Розова «Ситуация» сам драматург по этой причине попал в до- воль,но странную ситуацию. Конфликт воз ник из-за четырех тысяч рублей, которые причитаются рабочему Виктору Лееикову за его изобретение. Старый заводской мас тер претендует на немалую часть этих де нег (случай, как мы знаем по газетным фельетонам, не такой уж нетипичный). Вик тору предстоит долго и трудно бороться за свои деньги — да, да, не за идею, не за изобретение — за деньги! Но хорошие лю ди, уварен Виктор, этого не делают, это де лают стяжатели, рвачи. Автор явно не знает: как поступить с геро ем, который, по всем канонам, должен дать бой хищнику~мастеру и который всячески уклоняется от боя ради того, чтобы сохра нить свое человеческое достоинство. Виктор Розов так ничего и не может решить. Вик тор Лесиков решает все неожиданно про сто: он вдруг придумывает втулку, делаю щую ненужным его первое изобретение. Ситуация исчерпана? Ну, а если бы втулка не была изобретена?! Что ж тогда?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2