Сибирские огни, 1975, №11

К Р И Т И К А Л 1 Л Т Е Р Л Т У Р О В Е Д Е Е. Цейтлин МЕЩАНИН ПЕРЕД СУДОМ МОЛОДЫХ ПИСАТЕЛЕЙ Что значит «мещанин» — как следует не ясно. , Непознаваема его земная суть. Пытаясь уловить его натуры ртуть, Умы сильнейшие срываются напрасно. Новелла М а т в е е в а . Читая в «Литературной газете» материа­ лы дискуссии «Люди « вещи», вдруг удив­ ляешься парадоксальному . обстоятельству: о чем спорить, если вывод заранее изве­ стен? Ну, конечно же, люди не должны становиться рабами вещей; нельзя превра­ щать вещь в фетиш. Уже писали об этом ■древнеримские философы и французские просветители, основатели научного комму­ низма и русские классики. Писали, отчаи­ ваясь, страдая, строя социальные теории. Всегда мечтая о лучшей человеческой доле. Причину жарких споров в «Литературной газете» легко понять, если тему дискуссии обозначить немного иначе: «Люди. Вещи. Время». Дополнение существенное. Оно, Время, наполняет своей конкретностью ста­ рые истины: новые предметы .выходят на орбиту нашего бытия, опять и опять лодки человеческих судеб разбиваются о непри­ ступные скалы быта. Газетные дискуссии рано или поздно за­ тихают. Конфликт «люди и вещи» никогда не уйдет из искусства. Но в литературе, как и в жизни, этот конфликт следует по­ множить на магическое слово — Время. Оглянемся! Почти исчезли из нашего искусства стиляги Вадики, влюбленные во все ино­ странное: жены ответственных и полу- ответсгвепных работников, не мыслящие существования без комиссионных магази­ нов; старики, сдающие втридорога жил­ площадь студентам. Читателю хорошо па­ мятны эти фигуры! Нужно ли теперь ло­ мать копья, разоблачая подобное мещан­ ство? Литературный паноптикум заполня­ ется иными экспонатами; мещанство пере­ стает олицетворяться геранью на окнах... Время меняет не только положения, ак­ сессуары, ситуации — даже психологию ху­ дожников слова. Приведу в пример драма­ турга, которого принято цитировать, котла речь идет о развенчании мещанства: у В. Розова это стало выстраданной, прошед­ шей сквозь годы темой. Помните, с каким упоением рубил отцов­ ской саблей полированную мебель Олег в пьесе «В поисках радости»? Как сочувство­ вали Олегу зрители, как долго ссылались и еще ссылаются на «опыт» Олега критики! Однако, спустя годы, автор уже не разде­ ляет пафоса своего героя, его решительно­ сти. В новой пьесе В. Розова «Ситуация» сам драматург по этой причине попал в до- воль,но странную ситуацию. Конфликт воз­ ник из-за четырех тысяч рублей, которые причитаются рабочему Виктору Лееикову за его изобретение. Старый заводской мас­ тер претендует на немалую часть этих де­ нег (случай, как мы знаем по газетным фельетонам, не такой уж нетипичный). Вик­ тору предстоит долго и трудно бороться за свои деньги — да, да, не за идею, не за изобретение — за деньги! Но хорошие лю­ ди, уварен Виктор, этого не делают, это де­ лают стяжатели, рвачи. Автор явно не знает: как поступить с геро­ ем, который, по всем канонам, должен дать бой хищнику~мастеру и который всячески уклоняется от боя ради того, чтобы сохра­ нить свое человеческое достоинство. Виктор Розов так ничего и не может решить. Вик­ тор Лесиков решает все неожиданно про­ сто: он вдруг придумывает втулку, делаю­ щую ненужным его первое изобретение. Ситуация исчерпана? Ну, а если бы втулка не была изобретена?! Что ж тогда?

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2