Сибирские огни, 1975, №11

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА... 103 слушать цикл лещин по философии и социологии и завершить его итоговым собеседо­ ванием в конце учебного года. Два-три года занятия проходили по этой системе. Но и лекционная форма за­ нятий те>же оказалась односторонней: слушатели проявляли свою активность лишь тогда, когда задавали вопросы, а итоговые собеседования посвящались одной пробле­ ме и проводились в конце года. К тому времени у участников семинара был накоплен опыт и появилось желание изложить свои взгляды, а может быть, и поспорить с кол­ легами. И делать это хотелось обстоятельно, при серьезной самостоятельной подготов­ ке. Так возникла система тематических теоретических собеседований (конференций). Весь период после XXIV съезда партии, который мы посвятили изучению его материа­ лов, писатели занимались по этой системе. Конференции проходят каждые 2—3 месяца. Готовятся к ним по заранее разра­ ботанному плану, в помощь слушателям читается установочная лекция, проводятся груп­ повые и индивидуальные консультации. И, разумеется, все это проходит с помощью партийной организации — на общих собраниях и заседаниях партийного бюро система­ тически обсуждается положение дел в методологическом семинаре. Таким образом, ме­ тодические поиски форм и способов проведения занятий в системе партийного просве­ щения среди художественной интеллигенции оказались результативными. Теоретические собеседования удачно сочетают самостоятельную работу с активным обсуждением во­ просов почти всем» участниками семинара. Мы попросили писателен сказать о своем отношении к занятиям в семинаре. Поэт А. Р. отметил: «Помнится, первые наши занятия начинались с собеседования. Потом форма была несколько изменена — наш руководитель как бы читал нам го­ довой цикл лекций без особого соучастия слушателей. На третьем этапе на­ шей учебы мы возвратились к начальной форме, обогащенной, как мне ка­ жется, синтезом первого и второго этапа». Итак, форма и методы работы методологического семинара стабилизировались; мы их будем и дальше совершенствовать. Опыт показал, что от форм и методов занятий во многом зависит в конечном счете процесс политического образования, приобщения к политической культуре. Однако главное все же нс в форме и методах занятий, а в их содержании. Проблема -содержания, тематика методологических семинаров среди научной и ху­ дожественной интеллигенции довольно сложна. Сложна и сама суть проблемы изу­ чение н активное усвоение, широкое и всестороннее овладение марксистоко-ленинскои методологией. Однозначного решения здесь нет. Многие считают (да и мы с этого начи­ нали), что само выделение в качестве отдельного звена партийного просвещения мето­ дологических семинаров уже означает изучение диалектического и исторического мате­ риализма в конкретно« применении к своей профессии. Это, бесспорно, верно. Методо­ логия есть не что иное, как применение принципов диалектико-материалистического мировоззрения к процессу познания и художественного освоения мира. Суть дела п том и состоит, что методология выражает философскую линию в развитии познания, художественного творчества, всей социальной практики, всей жизни общества. В дей­ ствительности же часто получается так, что в методологических семинарах философ- ская проблематика подменяется профессиональной. Философский анализ подменяется изложением фактов, простым пересказом естественно-научных данных или известных положений искусствоведения, литературоведения с помощью философской терминоло­ гии По существу, происходит что-то вроде терминологического «переодевания» катего­ рий науки и искусства. В иных случаях это бывало и на нашем семинаре, в выступле­ ниях молодых писателей, недавно окончивших высшее учебное заведение. Они стрем,и- тись отдельные категории эстетики (художественную типизацию, художественный об­ раз само понятие социалистический реализм) «увязать» с категориями диалектическо­ го и исторического материализма. По существу, их выступления сводились к простой иллюстрации философских принципов фактами из художественной литературы, цита­ тами по теории искусства, литературоведению. Нельзя оказать, что такие замятия были бесполезны. Какое-то движение мысли в философском направлении все же наблюдалось. Но главный недостаток был очевиден-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2