Сибирские огни, 1975, №11
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА... 103 слушать цикл лещин по философии и социологии и завершить его итоговым собеседо ванием в конце учебного года. Два-три года занятия проходили по этой системе. Но и лекционная форма за нятий те>же оказалась односторонней: слушатели проявляли свою активность лишь тогда, когда задавали вопросы, а итоговые собеседования посвящались одной пробле ме и проводились в конце года. К тому времени у участников семинара был накоплен опыт и появилось желание изложить свои взгляды, а может быть, и поспорить с кол легами. И делать это хотелось обстоятельно, при серьезной самостоятельной подготов ке. Так возникла система тематических теоретических собеседований (конференций). Весь период после XXIV съезда партии, который мы посвятили изучению его материа лов, писатели занимались по этой системе. Конференции проходят каждые 2—3 месяца. Готовятся к ним по заранее разра ботанному плану, в помощь слушателям читается установочная лекция, проводятся груп повые и индивидуальные консультации. И, разумеется, все это проходит с помощью партийной организации — на общих собраниях и заседаниях партийного бюро система тически обсуждается положение дел в методологическом семинаре. Таким образом, ме тодические поиски форм и способов проведения занятий в системе партийного просве щения среди художественной интеллигенции оказались результативными. Теоретические собеседования удачно сочетают самостоятельную работу с активным обсуждением во просов почти всем» участниками семинара. Мы попросили писателен сказать о своем отношении к занятиям в семинаре. Поэт А. Р. отметил: «Помнится, первые наши занятия начинались с собеседования. Потом форма была несколько изменена — наш руководитель как бы читал нам го довой цикл лекций без особого соучастия слушателей. На третьем этапе на шей учебы мы возвратились к начальной форме, обогащенной, как мне ка жется, синтезом первого и второго этапа». Итак, форма и методы работы методологического семинара стабилизировались; мы их будем и дальше совершенствовать. Опыт показал, что от форм и методов занятий во многом зависит в конечном счете процесс политического образования, приобщения к политической культуре. Однако главное все же нс в форме и методах занятий, а в их содержании. Проблема -содержания, тематика методологических семинаров среди научной и ху дожественной интеллигенции довольно сложна. Сложна и сама суть проблемы изу чение н активное усвоение, широкое и всестороннее овладение марксистоко-ленинскои методологией. Однозначного решения здесь нет. Многие считают (да и мы с этого начи нали), что само выделение в качестве отдельного звена партийного просвещения мето дологических семинаров уже означает изучение диалектического и исторического мате риализма в конкретно« применении к своей профессии. Это, бесспорно, верно. Методо логия есть не что иное, как применение принципов диалектико-материалистического мировоззрения к процессу познания и художественного освоения мира. Суть дела п том и состоит, что методология выражает философскую линию в развитии познания, художественного творчества, всей социальной практики, всей жизни общества. В дей ствительности же часто получается так, что в методологических семинарах философ- ская проблематика подменяется профессиональной. Философский анализ подменяется изложением фактов, простым пересказом естественно-научных данных или известных положений искусствоведения, литературоведения с помощью философской терминоло гии По существу, происходит что-то вроде терминологического «переодевания» катего рий науки и искусства. В иных случаях это бывало и на нашем семинаре, в выступле ниях молодых писателей, недавно окончивших высшее учебное заведение. Они стрем,и- тись отдельные категории эстетики (художественную типизацию, художественный об раз само понятие социалистический реализм) «увязать» с категориями диалектическо го и исторического материализма. По существу, их выступления сводились к простой иллюстрации философских принципов фактами из художественной литературы, цита тами по теории искусства, литературоведению. Нельзя оказать, что такие замятия были бесполезны. Какое-то движение мысли в философском направлении все же наблюдалось. Но главный недостаток был очевиден-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2