Сибирские огни, 1975, №10
177 Петру сокровища своих художественных галерей, гордились и хвастали произведениями великих мастеров. Русскому царю в этик кичливых самодовольных речах слышалась скрытая издевка над «варварской Московией». Перенести этого Петр не ,мог. Путешествуя по Европе, Петр везде нанимал к себе на службу живописцев, скульп торов, архитекторов, граверов, чеканщиков. «Пришельцы являлись толпами и были всюду употреблены»,— писал Пушкин в заметках по истории Петра. Из России царь десятками отправлял молодых способных людей в Голландию, Италию и Францию для обучения различным искусствам. Петру не меньше его побед на суше и на море теперь нужны были полотна, про славляющие эти победы, скульптуры, чтобы украсить новые дворцы. Все это «зело первейшим монархам приличествует», а значит, должно быть и будет в России! Послам и своим специальным уполномоченным в европейских столицах царь прика зал покупать произведения искусства. Со всех сторон они стекались в Петербург и в Москву. Это были драгоценные приобретения. Сейчас они красуются в залах Эрмитажа и других советских музеев. Но о самой удивительной покупке петровского времени необходимо рассказать подробнее. В Рим приехал приближенный Петра капитан Юрий Кологривов. Он привез в Ита лию одаренных юношей для обучения наукам и искусствам. Заодно ему было велено покупать картины и скульптуры для Петербурга, какие покажутся подходящими. Это поручение пришлось по душе Кологривову. Он любил искусство и неплохо в нем разбирался. Молодой дворянин сопровождал Петра во второй поездке по Европе, многое увидел и понял. Целый год он обучался в Риме архитектуре. Ездил по приказу царя во Францию и дважды — в Англию. Это был европейски образованный человек, к тому же очень старательный. Кологривов то и дело сообщал в письмах Петру о новых успехах: нанял хорошего живописца, купил двадцать семь полотен в Брюсселе, девя носто картин в Амстердаме... Конечно, и в Риме, вечном городе, он надеялся не сплоховать. Энергичный капитан не терял времени даром. С утра до вечера рыскал по анти кварным лавкам, по мастерским художников и скульпторов, свел знакомства со многими торговцами и знатоками искусства. Итальянцы оценили любезность капитана, его тон кий вкус и горячую любовь к прекрасному. Они старались по мере сил быть полезными посланцу русского царя. — Могу вас порадовать,'капитан,—сказал однажды Кологривову его доброволь ный помощник.— Я слышал, что один горожанин совершенно случайно откопал на своем участке земли превосходную статую. Не хотите ли посмотреть? Легкий на ногу Кологривов тотчас же направился к владельцу статуи. Его подго няло доброе предчувствие. И капитан не обманулся. Перед его глазами предстало на стоящее чудо искусства. Не траве стояла мраморная статуя, еще не совсем очищенная от земли. Скульптор изобразил обнаженную женщину невиданной красоты. Женщина как будто собиралась войти в воду, но, видимо, кого-то заметила и остановилась, опираясь на левую ногу, а пальцами правой едва касаясь земли. Ее стройное легкое тело замерло в свободной и величественной позе. Повернув горделивую голову, увенчанную прядями рассыпающихся волнистых волос, женщина смотрела уверенно и спокойно. Статуя была так восхитительна, что у Кологривова закружилась голова, по спине пробежали мурашки. Перед ним — произведение великого ваятеля древней Греции, настоящая античная скульптура! Она пострадала: голова отбита, но, к счастью, не по вреждена. Ее можно прикрепить так, что никто и не заметит трещины. А вот руки, ко торыми'женщина, должно быть, прикрывала свою наготу, совеем не сохранились. И все равно эта статуя гораздо целее других скульптур, пришедших из Эллады. Знаменитая Венера Медичи, которой Кологривов любовался во Флоренции, изломана во многих местах. Да и характер ее не совсем приятен капитану: какая-то капризная, кокетливая, хоть и замечательной работы, ничего не скажешь. А эта — без сомнения, тоже Венера — сохранилась (несравненно лучше и по красоте, по мастерству не уступит флорентийской, и исполнена благородства, строгости, которая сочетается с простотой, мягкостью, женственностью... Как она попала в Рим? Откуда? Кто ее автор? Почему оказалась под землей? 12. Сибирские огни № 10.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2