Сибирские огни, 1975, №10

177 Петру сокровища своих художественных галерей, гордились и хвастали произведениями великих мастеров. Русскому царю в этик кичливых самодовольных речах слышалась скрытая издевка над «варварской Московией». Перенести этого Петр не ,мог. Путешествуя по Европе, Петр везде нанимал к себе на службу живописцев, скульп­ торов, архитекторов, граверов, чеканщиков. «Пришельцы являлись толпами и были всюду употреблены»,— писал Пушкин в заметках по истории Петра. Из России царь десятками отправлял молодых способных людей в Голландию, Италию и Францию для обучения различным искусствам. Петру не меньше его побед на суше и на море теперь нужны были полотна, про­ славляющие эти победы, скульптуры, чтобы украсить новые дворцы. Все это «зело первейшим монархам приличествует», а значит, должно быть и будет в России! Послам и своим специальным уполномоченным в европейских столицах царь прика­ зал покупать произведения искусства. Со всех сторон они стекались в Петербург и в Москву. Это были драгоценные приобретения. Сейчас они красуются в залах Эрмитажа и других советских музеев. Но о самой удивительной покупке петровского времени необходимо рассказать подробнее. В Рим приехал приближенный Петра капитан Юрий Кологривов. Он привез в Ита­ лию одаренных юношей для обучения наукам и искусствам. Заодно ему было велено покупать картины и скульптуры для Петербурга, какие покажутся подходящими. Это поручение пришлось по душе Кологривову. Он любил искусство и неплохо в нем разбирался. Молодой дворянин сопровождал Петра во второй поездке по Европе, многое увидел и понял. Целый год он обучался в Риме архитектуре. Ездил по приказу царя во Францию и дважды — в Англию. Это был европейски образованный человек, к тому же очень старательный. Кологривов то и дело сообщал в письмах Петру о новых успехах: нанял хорошего живописца, купил двадцать семь полотен в Брюсселе, девя­ носто картин в Амстердаме... Конечно, и в Риме, вечном городе, он надеялся не сплоховать. Энергичный капитан не терял времени даром. С утра до вечера рыскал по анти­ кварным лавкам, по мастерским художников и скульпторов, свел знакомства со многими торговцами и знатоками искусства. Итальянцы оценили любезность капитана, его тон­ кий вкус и горячую любовь к прекрасному. Они старались по мере сил быть полезными посланцу русского царя. — Могу вас порадовать,'капитан,—сказал однажды Кологривову его доброволь­ ный помощник.— Я слышал, что один горожанин совершенно случайно откопал на своем участке земли превосходную статую. Не хотите ли посмотреть? Легкий на ногу Кологривов тотчас же направился к владельцу статуи. Его подго­ няло доброе предчувствие. И капитан не обманулся. Перед его глазами предстало на­ стоящее чудо искусства. Не траве стояла мраморная статуя, еще не совсем очищенная от земли. Скульптор изобразил обнаженную женщину невиданной красоты. Женщина как будто собиралась войти в воду, но, видимо, кого-то заметила и остановилась, опираясь на левую ногу, а пальцами правой едва касаясь земли. Ее стройное легкое тело замерло в свободной и величественной позе. Повернув горделивую голову, увенчанную прядями рассыпающихся волнистых волос, женщина смотрела уверенно и спокойно. Статуя была так восхитительна, что у Кологривова закружилась голова, по спине пробежали мурашки. Перед ним — произведение великого ваятеля древней Греции, настоящая античная скульптура! Она пострадала: голова отбита, но, к счастью, не по­ вреждена. Ее можно прикрепить так, что никто и не заметит трещины. А вот руки, ко­ торыми'женщина, должно быть, прикрывала свою наготу, совеем не сохранились. И все равно эта статуя гораздо целее других скульптур, пришедших из Эллады. Знаменитая Венера Медичи, которой Кологривов любовался во Флоренции, изломана во многих местах. Да и характер ее не совсем приятен капитану: какая-то капризная, кокетливая, хоть и замечательной работы, ничего не скажешь. А эта — без сомнения, тоже Венера — сохранилась (несравненно лучше и по красоте, по мастерству не уступит флорентийской, и исполнена благородства, строгости, которая сочетается с простотой, мягкостью, женственностью... Как она попала в Рим? Откуда? Кто ее автор? Почему оказалась под землей? 12. Сибирские огни № 10.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2