Сибирские огни, 1975, №10

176 ГЕННАДИЙ ПЕТРОВ крупные черты открытого лица, мужественный и полный энергии взгляд больших глаз, длинные вьющиеся волосы... Петр, со своей всегдашней любознательностью, конечно, интересовался работой художников, расспрашивал их. А в Амстердаме, понаблюдав за действиями искусного гравера, решил сам попробовать и взял в руки гравировальную иглу. Получилось, по мнению специалистов, неплохо для первого раза. Гравюра эта до сих пор хранится в Амстердамском музее. Полтора года продолжалась поездка Великого Московского посольства. Когда оно вернулось на Родину, в его багаже были не только ружья, пистолеты, якоря, компасы и плотницкие инструменты. Были и картины. Недаром современник и помощник Петра Яков Штелин писал: «Еще на первом путешествии... Петр Великий возымел охоту к хо­ рошим картинам и уважение к искусным живописцам... Он и тогда привез уже с собою в Москву много хороших картин...» Петр Первый, полновластный хозяин огромной страны с ее неисчерпаемыми богат­ ствами, был бережлив до скупости, очень не любил расходовать деньги. А вот на по­ купку произведений искусства не скупился. В живописи он разбирался хуже, чем в строительном и военном деле, и любил ее гораздо меньше, чем корабли. Он бы, возмож­ но, и не стал собирать художественных коллекций, если бы считал, что без них можно обойтись. Но обойтись было никак нельзя. В этом Петр с особой силой убедился, когда через двадцать лет, в 1717 году, снова отправился в путешествие по Европе. На этот раз он не скрывал своего сана. Об этой поездке рассказывает дневник, озаглавленный по всем правилам тогдашнего стиля: «Обстоятельный журнал о вояже и о путешествии Его Царского Величества, как из Копенгагена поехал и был в Голландии, во Франции и прочих тамошних местах, и что там чинилось». Заглянем в некоторые записи этого журнала и в другие документы. 8 м а р т а : «По указу Его Царского Величества, будучи в Гданьске, куплены у гданьского жителя Ягана фон Гуна две картины больших живописных в черных рамах...» 21 м а р т а : «Дано в Дюнкерке мужику за три картины: одна пристани, другая города, третья бомбардирование от англичан Дюнкерка, 150 ливров...» 1 а п р е л я . Антверпен. «После обеда ездили по городу и были в двух домах, в которых хорошие картины, и оных смотрели; потом заехали в один дом, в котором так­ же было несколько хороших картин...» 30 а п р е л я . Париж. «До обеда изволил Его Царское Величество быть в арсеналах или в Королевских домах, и где льют медные всякие статуи...» 1 ма я . «Его Царское Величество изволил быть, где делают шпалеры, и смотрел лучших шпалер». 3 ма я . «Изволил быть в Королевском дому на галерее, где лучшие картины... потом изволил быть в Лувре и где делают статуи...» Таких записей много. Почти каждый день Петр находил время для искусства. В каждом городе он обязательно осматривал крупнейшие художественные коллекции, бывал в мастерских знаменитых живописцев. Яков Штелин писал: «В Амстердаме посещал он славнейших в то время живописцев, и часто по целому часу с особенным удивлением смотрел, как они работали, разговаривал с ними о произ­ ведениях их искусства и довел вкус свой в знании картин до немалой тонкости. Фла­ мандские и брабантские картины предпочитал он всяким другим и собрал множество оных работы славнейших мастеров». Покупать картины приходилось на аукционах. Петр приходил на эти распродажи, садился возле знакомого маклера, слушал его советы. Сам вмешивался в торги и ни за что не хотел уступить понравившуюся вещь какому-нибудь расфранченному маркизу. Русские ефимки не раз одерживали верх над голландскими гульденами, французскими ливрами и английскими гинеями. Так задолго до екатерининского Эрмитажа появились в России полотна Рембранд­ та, Ван-Остаде, Яна Стена... Ими царь украсил свои дворцы в Санкт-Петербурге и Петергофе, залы Кунсткамеры. Стремясь возвысить Россию, Петр понимал, что в сильном, процветающем государ­ стве должны быть развиты и искусства. Короли и вельможи во всех странах показывали

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2