Сибирские огни, 1975, №10
1 7 2 ____________________________________ ГЕННАДИЙ ПЕТРОВ дения русского музея или галереи русской школы художеств... Русский музей усилил бы в публике любовь к искусствам и возродил бы в ней уважение к талантам отечест венным». Несколько лет спустя такую же идею пытались осуществить московские ху дожники. Но средств для создания музея у них не было, а правительство их не под держало. У царского двора хватило сил только на то, чтобы в 1831 году объявить музеем коллекции графа Н. П. Румянцева. Этот просвещенный, любознательный и очень бога тый человек собрал за свою жизнь огромное количество разнообразных вещей: архео логические памятники, минералы, монеты, старинные рукописи... Особую ценность представляли книги — более двадцати восьми тысяч томов по всем отраслям знаний. Были в Румянцевском музее и произведения искусства — в основном, картины западно европейских мастеров. Через тридцать лет музей был переведен в Москву и вскоре занял прекрасный Паш ков дом, настоящую жемчужину классической архитектуры. Он теперь известен как старое здание Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина. Основу этой библиотеки, главного книгохранилища страны, составило как раз собрание графа Ру мянцева. А музей при Советской власти был расформирован. После переезда в Москву Румянцевский музей получил неожиданно щедрый цар ский подарок—знаменитую картину Александра Иванова «Явление Христа народу», над которой гениальный живописец трудился двадцать лет. Чтобы увидеть ее, в Москву специально приезжали художники, любители искусства из разных уголков России. Грандиозное полотно оставляло неизгладимое впечатление. Но зрителей возмущало отношение служителей музея к картине: ее превратили в ширму. Художник Петр Иванович Нерадовсйий, ставший впоследствии крупным организатором музейного дела, писал: «За картиной находилась кладовая, где помещался склад мольбертов, неоконченных копий, подрамников, лестниц и всякого хлама, неминуемо скапливающегося в таких углах. Громадный подрамник картины служил вешалкой: в него были вколочены гвозди, на которые вешались рабочие халаты и другая одежда. Здесь же было место для сто ловой служителей и, как полагается, отсюда разносились запахи обеденных кушаний. Удивительно то, что все это укоренилось, никого не смущало, считалось тогда в порядке вещей». Постепенно Румянцевский музей приобретал популярность, пополнялся экспонатами, в том числе и произведениями русской школы. Но все же его художественный отдел был плохо организован, зиял большими пробелами и никак не мог удовлетворить острой нужды в общенациональной сокровищнице живописи. А в Петербурге и того не было. Столица все еще довольствовалась временными выставками. Интерес в обществе к русскому искусству все более рос. Его в меру своих сил пытались удовлетворять некоторые частные коллекционеры. Они открыли для публики свои галереи. •Одним из первых в Петербурге стал принимать посетителей в двадцатых годах прошлого века основатель журнала «Отечественные записки» Павел Петрович Свиньин. Он был горячим поклонником национальной живописи. «Нет в свете земли,— писал Свиньин,— которая имела бы способы, равные России, для составления отечест венного музеума столь разнообразного и богатого во всех отношениях... Несмотря на малое время, как я начал собирать мою отечественную галерею, несмотря на невозмож ность мою употреблять для сего большого капитала, я уже имею такие произведения в живописи и скульптуре, что не стыдно поставить их между лучших мастеров всех из вестнейших школ, что они не затмились бы -в первейших галереях». Свиньин гордо назвал свою коллекцию «Русским музеумом». Но она не могла оправдать этого звания, потому что была невелика, да и существовала недолго. Свиньин начал ее собирать в 1819 году, накопил 82 картины и 59 скульптур, а ровно через двадцать лет его собрание было распродано. Лишь десять лет просуществовала галерея картин русских и зарубежных художни ков московского финансиста Василия Александровича Кокорева. Хозяин открыл ее для публики в 1861 году, но затем обанкротился. Картины — более пятисот холстов — были распроданы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2