Сибирские огни, 1975, №10

СЛЕДОПЫТЫ ИСКУССТВА 171 За то, что в музее нужны люди, которые отрывали бы массам «источник эстетического наслаждения и жизненного значения искусства», высказались русские художники на своем съезде в 1914 году. На это требование директор Эрмитажа граф Дмитрий Тол­ стой ответил высокомерно: сама эта. мысль «не выдерживает критики...» Полтора века, до самого Великого Октября, передовые люди почти безуспешно боролись за то, чтобы сделать сокровищницу мирового искусства в столице общедо­ ступной и общепонятной. Одновременно шла борьба за создание музея национального русского искусства. Эта мысль тоже долго казалась царедворцам бессмысленной и вздорной. Один из них, князь Васильчиков, докладывал министру императорского двора, что проект музея русского искусства «представляется предприятием слишком грандиозным и несвоевре­ менным... Талантливых художников у нас еще не столь много, чтобы при самом даже усиленном приобретении их произведений галерея могла вскоре разрастись в обширный музей...» Как-то даже не верится, что такую клевету на творческие силы нашего народа мог возвести русский, образованный человек. И когда! В 1889 году. Ведь к тому времени не только у себя на родине, но и во всем просвещенном мире русская художественная школа завоевала признание и уважение. Езде в 1772 году старейшая в Европе Болонская Академия присвоила звание по­ четного академика Федоту Шубину. Чуть позже такое же звание получил в Марселе другой ярко одаренный скульптор —Михаил Козловский. О портрете, на котором Орест Кипренский изобразил своего отца, на художественной выставке в Неаполе спорили крупнейшие знатоки: одни приписывали полотно кисти Рубенса, другие — Ван- Дейка, третьи считали, что подобное мог сотворить только великий Рембрандт. Карти­ на Карла Брюллова «Последний день Помпеи» совершила триумфальное шествие по выставкам Рима, Милана, Парижа и везде встречала восторженный прием. Брюллова избрали своим почетным членом Миланская, Болонская, Флорентийская, Пармская Академии. Столь же много почестей и восторгов выпало на долю Ивана Айвазовского в Риме, Париже, Лондоне, Амстердаме и других столицах. Прославленный английский художник Джозеф Тернер даже посвятил молодому русскому маринисту взволнован­ ное стихотворение. В нем говорится: «Искусство твое высоко и могущественно, потому что тебя вдохновлял гений!» Таких примеров множество. Да разве дело только в европейском признании! И в России нашлись люди, которые задолго до придворных сановников по достоинст­ ву оценили отечественное изобразительное искусство. В 1820 году впервые открылась для публики выставка работ учеников Академии художеств. Эти выставки стали устраиваться раз в три года, а потом и чаще. В том же 1820 году в Петербурге образовалось Общество поощрения художеств. В него во­ шли писатели Жуковский, Гоголь, Одоевский, Веневитинов и другие передовые люди. Общество ставило целью знакомить публику с достижениями русского искусства и по­ могать молодым одаренным художникам, ежегодно организовывало выставки в залах на Большой Морской улице. Сорок лет спустя возникло и Московское общество люби­ телей художеств. Оно тоже делало немало для того, чтобы регулярно знакомить пуб­ лику с новыми произведениями живописцев и скульпторов. Новую прекрасную возможность открыла для ценителей изобразительного искусст- - ва деятельность «Товарищества передвижных выставок». Передовые художники во главе с Крамским взяли на себя огромный и благородный труд популяризировать де­ мократическое искусство не только в столицах, но и в провинции. Первая передвижная выставка открылась в 1871 году и стала началом новой эпохи в художественной жизни страны. Но выставка — это не музей. После вернисажа картины и скульптуры попадали в руки покупателей или, не проданные, пылились в мастерских их авторов. Они на дол­ гие годы, а порой и навсегда исчезали из поля зрения любителей искусства. Вот почему передовые интеллигенты упорно добивались открытия постоянного му­ зея отечественного искусства. Еще в 1824 году Петербургское Общество поощрения художеств выступило с проектом, в котором говорилось: «Слава России требует учреж­ I

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2