Сибирские огни, 1975, №10
170 ГЕННАДИЙ ПЕТРОВ ператрицы и ее ближайших друзей. В этом сама Екатерина без всякого стыда, а, наобо рот, с кокетством и тщеславием, призналась в письме своему, посреднику в покупке художественных коллекций барону Гримму: «Всем этим любуются мыши и я...» Собрания Эрмитажа росли. Но картины, скульптуры, античные и русские вазы, изделия древних и новых ювелиров, резные камни, шпалеры и прочие произведения искусства оставались затворниками, пленниками императорской фамилии. Придворная контора была завалена просьбами людей, стремившихся к высокой культуре, допустить их в эрмитажные залы. Но удавалось это лишь немногим. Павел Первый ненавидел свою мать, Екатерину Вторую. Став царем, он в Эрмитаж не заглядывал и других там не терпел. Его сын и преемник Александр Первый распо рядился «зрителей пускать тех, которые имеют действительно право оное... остерегаясь давать вход сей посторонним, не имеющим засвидетельствования о их достоинствах" и качествах...» А как могли судить о качествах посетителей дворца служители Эрми тажа? Боясь царского гнева, они старались открывать двери картинной галереи как можно реже. Имена и титулы этих редких счастливцев заносились в особую книгу. Ни колаю Первому и это показалось слишком демократичным. В 1832 году хранителям галереи пришло распоряжение придворной конторы: «Государь император, проходя через Эрмитаж, изволил заметить, что некоторые зрители посещают оный в сюртуках, и, найдя сие неприличным, высочайше повелел, чтобы впредь посетители военного звания не иначе впускаемы были в Эрмитаж, как в мундирах, а гражданские чинов ники и иностранцы во фраках...» К середине девятнадцатого века во многих столицах и крупных городах Европы уже давно действовали общедоступные художественные музеи. Королевские коллекции произведений искусства в Лувре и Париже еще в 1793 году были превращены в Нацио нальный художественный музей и открыты для широкой публики. Затем открылись Люксембургский музей в Париже, Прадо в Мадриде, Национальная галерея в Лондоне, Старая Пинакотека в Мюнхене... Наконец, в 1852 году и Эрмитаж объявили «публичным музеумом». Коллекции перенесли в специально построенное здание. Но оно являлось продолжением импера торского дворца. В нем по-прежнему распоряжался царь. Единственную свободу получили любознательные подданные — приходить в Эрмитаж в сюртуках, да и то лишь в короткие летние месяцы, когда императорская фамилия отбывала в загородные дворцы. Но через несколько лет музей на все лето стал закрываться. Не было в него доступа и по праздникам и воскресеньям — как раз в те дни, когда мог приходить сюда служилый н рабочий люд. Времена менялись. Все больше крепли демократические, революционные силы Рос сии. Все упорнее тянулся трудовой народ к просвещению, к культуре. Большевики стали организовывать экскурсии рабочих Питера в Эрмитаж и в другие музеи. Желаю щих оказалось очень много. Газета «Правда» в 1912 году писала: «Наш общественный строй дал рабочим только кабак как эстетическое удовлетворение, но любовь рабочего к свободе позвала его к красоте». Дирекция Эрмитажа, выполняя волю правительства, яростно сопротивлялась по току рабочих, придумывала все новые рогатки на их пути, постоянно подчеркивала, что музей— это часть царского дворца, собственность императора. Служителям Эрми тажа было дано право не пускать «лиц в .неприличном виде и неопрятной одежде». Они это право толковали, как хотели. Известный советский писатель Лев Никулин вспоминал: «В августе 1906 года я отворил монументальную дверь и очутился в вестибюле Эрмитажа.. Благообразный служитель в форме придворного ведомства, с двуглавыми орлами на воротнике и обшлагах, строго говорил человеку в куцем пиджаке, накину том поверх косоворотки: Ты куда пришел? В каком виде? Поди купи за подтннник манишку и галстук. Лезет тоже...» Если рабочим все же удавалось войти в музейные залы, им было очень трудно разобраться в том, что они видели. Экспонаты не имели никаких пояснений, надписи- на них были сделаны по-французски. А экскурсоводов в царском Эрмитаже не было.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2