Сибирские огни, 1975, №10
СЛЕДОПЫТЫ ИСКУССТВА Д67 Просто — прийти в музей В небольшом зале Эрмитажа на втором этаже установлены возле окна друг против друга две картины в богатых золоченых рамах: «Мадонна с цветком» и «Мадонна Литта». Обе написаны великим итальянским художником Леонардо да Винчи. Немного он оставил миру произведений. Оба эрмитажных полотна принадлежат к самым совершенным. Картины написаны на известный христианский оюжет — богоматерь с младенцем Иисусом. Тысячи художников и до, и после Леонардо писали в разных странах карти ны на эту тему. Чем же может она тронуть современных советских людей? Что у нас общего ,в понимании мира с чужестранным мастером, который жил пятьсот лет назад? Давайте .вглядимся в эти картины. «Мадонна Литта». Не будем сейчас выяонять, почему это полотно имеет такое название. У картины длинная и сложная «биография». Впрочем, у другой—не проще. Кудрявый большеглазый мальчик раскинулся на руках молодой матери, припал к ее груди. А она смотрит на своего ребенка чуть приоткрытыми глазами, с едва за метной улыбкой. В ней светится счастье и тихая грусть. Спокойна и естественна поза матери. Ее голова с гладко причесанными волосами цвета меди наклонена »перед и повернута почти в профиль. Правильные черты тонкого лица, одухотворенного лю бовью и нежностью,— само совершенство: За спиной матери темная стена с двумя небольшими полукруглыми окнами. За ними видны далекие холмы, светлое небо в лег ких облаках и белесоватой дымке. Небесная голубизна перекликается с цветом плаща, накинутого на плечи матери, и усиливает ощущение покоя, умиротворенности... «Мадонна с цветком». Та же тема, и совсем другое ее решение. Юная женщина, почти девочка, весело играет со овоим пухлым крупным младенцем. Он сидит на ее коленях и сосредоточенно, неумело пытается схватить цветок гвоздики, который она ему протягивает. Оба увлечены игрой. Лицо матери с высоким выпуклым лбом и чуть вздернутым носиком озарено счастливой улыбкой, любовью, гордостью за своего сына. Об этих картинах написаны книги. Но творение гениального живописца все равно не перескажешь. Важно понять главное. Не религиозную легенду прославляет Леонар до, не христианскую церковь ®н возвеличивает своей кистью. Его полотна поовящены Матери, вечной женственности и святой ее любви к овоему ребенку. Всем понятны и дороги эти чувства. Проста тема двух небольших эрмитажных картин. Но почему этот зал всегда полон зрителями? Что их влечет сюда? Несколько лет назад ленинградские кинематографисты сняли фильм о зрителях леонардовской «Мадонны с цветком». Операторы работали скрытой камерой. И вот перед нами проходит па экране вереница лиц, самых разных: старики, школьники, мо лодежь, люди зрелого возраста, студенты, рабочие, солдаты, интеллигенты... Порази тельные лица! У каждого — свое выражение. Глубокое раздумье. Восхищение. Радость. Нежность. Грусть. Пытливость. Удивление. Бурный восторг... Не было -в этих лицах только одного чувства — равнодушия. Всех задела, всем оказалась нужна эта картина. Подобные фильмы можно было бы снять и в других залах Эрмитажа. В этом му зее, богатейшем в мире, собраны памятник» культуры, созданные человечеством на про тяжении всей его истории—-от грубых каменных топоров и ножей, сделанных первобытными людьми пятьсот тысяч лет назад, до совершенных творений лучших ху дожников всех времен и народов. В Эрмитаже хранятся сотни и тысячи шедевров, заслуживших мировую известность. —• Что является самой большой гордостью Эрмитажа? — спросили как-то иностран ные журналисты директора музея Бориса Борисовича Пиотровского. — На ваш вопрос невозможно ответить,— сказал Борис Борисович,— Экспозиция Эрмитажа растянулась на двадцать два километра, занимает четыреста залов. И про- поведения, выставленные в каждом зале,—■наша гордость. В самом деле — что назвать в первую очередь? Творения Леонардо, Рафаэля, Микеланджело, Джорджоне, Тициана и других мастеров Высокого Возрождения? Кол лекцию работ Рембрандта, одну из лучших в мире? Сорок один шедевр Рубенса? Богатейшие собрания античных скульптур, ваз, монет, разных камней? Искусство Фран
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2