Сибирские огни, 1975, №10
ИСКУССТВО Геннадю* Петров СЛЕДОПЫТЫ ИСКУССТВА Любителям изобразительного искусства известны книги, которые учат понимать своеобразный язык живописи, скульптуры, графики. Бесчисленные тома посвящены истории развития искусства, анализу художественных течений, стилей и школ, различ ным жанрам, творчеству отдельных мастеров. Изданы сотни каталогов и путеводителей, помогающих ориентироваться в .музеях и картинных галереях. Множество интересных и полезных сведений содержит эта литература. Но она очень скупо рассказывает о том, как работают сами сотрудники художественных музеев — собиратели и хранители красоты. Мы обычно встречаемся только с пожилыми смотри тельницами залов да с экскурсоводами, всегда окруженными толпой. Остальные нахо дятся там, где нет стрелок «Продолжение осмотра», а, наоборот, висят строгие таблич ки «Посторонним вход воспрещен». Мы часами ходим по музейным залам. Как со старыми друзьями, встречаемся е любимыми произведениями искусства. Останавливаемся перед картинами, мимо кото рых прошли раньше и, оказывается,— напрасно прошли! А иногда среди давно знако мых экспонатов вдруг встречаем совсем неизвестный, новый. Откуда он взялся? Какими путями пришли в музей остальные вещи? В чьих руках побывали до того, как заняли свои места в залах? Честно говоря, над этими вопросами мы редко задумываемся. А ведь у многих художественных творений сложные; романтические, полные приключений, порой дра матичные биографии. Вот античная статуя, гордость Эрмитажа «Венера Таврическая». Ее судьба в.свое время взволновала все императорские, королевские и княжеские дво ры Европы. Появление статуи в России связано с дипломатической победой Петра Первого над папским Ватиканом. Вот экспонат Третьяковской галереи — обличитель ное полотно Николая Неврева «Торг». Его спас от неминуемой гибели основатель гале реи Павел Михайлович Третьяков. Знаменитая скульптура Михаила Козловского «Полнкрат Самосский» долго считалась без вести пропавшей, и обнаружена замечатель ным следопытом искусства Григорием Макаровичем Пресновым. Запутанный путь сквозь время и пространство проделала и картина Адриана Волкова «Дуэль Пушкина», особо ценная как достоверный исторический документ о гибели великого поэта... Об этих и многих других произведениях искусства и пойдет мой рассказ. Он по священ истории создания и различным путям пополнения художественных музеев пашей страны, людям, благодаря которым накапливаются и становятся всеобщим до стоянием огромные культурные ценности. Все это помогли мне узнать мои добрые знакомые работники музеев, историки искусства, художники, коллекционеры, архео логи. И, конечно, книги, архивные документы, журнальные и газетные статьи. А теперь пусть об этом узнает читатель.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2