Сибирские огни, 1975, №10

ИСКУССТВО Геннадю* Петров СЛЕДОПЫТЫ ИСКУССТВА Любителям изобразительного искусства известны книги, которые учат понимать своеобразный язык живописи, скульптуры, графики. Бесчисленные тома посвящены истории развития искусства, анализу художественных течений, стилей и школ, различ­ ным жанрам, творчеству отдельных мастеров. Изданы сотни каталогов и путеводителей, помогающих ориентироваться в .музеях и картинных галереях. Множество интересных и полезных сведений содержит эта литература. Но она очень скупо рассказывает о том, как работают сами сотрудники художественных музеев — собиратели и хранители красоты. Мы обычно встречаемся только с пожилыми смотри­ тельницами залов да с экскурсоводами, всегда окруженными толпой. Остальные нахо­ дятся там, где нет стрелок «Продолжение осмотра», а, наоборот, висят строгие таблич­ ки «Посторонним вход воспрещен». Мы часами ходим по музейным залам. Как со старыми друзьями, встречаемся е любимыми произведениями искусства. Останавливаемся перед картинами, мимо кото­ рых прошли раньше и, оказывается,— напрасно прошли! А иногда среди давно знако­ мых экспонатов вдруг встречаем совсем неизвестный, новый. Откуда он взялся? Какими путями пришли в музей остальные вещи? В чьих руках побывали до того, как заняли свои места в залах? Честно говоря, над этими вопросами мы редко задумываемся. А ведь у многих художественных творений сложные; романтические, полные приключений, порой дра­ матичные биографии. Вот античная статуя, гордость Эрмитажа «Венера Таврическая». Ее судьба в.свое время взволновала все императорские, королевские и княжеские дво­ ры Европы. Появление статуи в России связано с дипломатической победой Петра Первого над папским Ватиканом. Вот экспонат Третьяковской галереи — обличитель­ ное полотно Николая Неврева «Торг». Его спас от неминуемой гибели основатель гале­ реи Павел Михайлович Третьяков. Знаменитая скульптура Михаила Козловского «Полнкрат Самосский» долго считалась без вести пропавшей, и обнаружена замечатель­ ным следопытом искусства Григорием Макаровичем Пресновым. Запутанный путь сквозь время и пространство проделала и картина Адриана Волкова «Дуэль Пушкина», особо ценная как достоверный исторический документ о гибели великого поэта... Об этих и многих других произведениях искусства и пойдет мой рассказ. Он по­ священ истории создания и различным путям пополнения художественных музеев пашей страны, людям, благодаря которым накапливаются и становятся всеобщим до­ стоянием огромные культурные ценности. Все это помогли мне узнать мои добрые знакомые работники музеев, историки искусства, художники, коллекционеры, архео­ логи. И, конечно, книги, архивные документы, журнальные и газетные статьи. А теперь пусть об этом узнает читатель.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2