Сибирские огни, 1975, №10

СИБИРСКИЕ МОТИВЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ЕСЕНИНА 16 £ Не скрывая своей творческой близости к Вс. Иванову (она стала очевидной в «Стра­ не негодяев», первые сцены которой выне­ сены на просторы Зауралья и Сибири), Есе­ нин замечал определенную зависимость Вс. Иванова и других современных прозаиков от своей лирико-образной манеры, о чем писал без обиняков в предисловии к гото­ вящемуся изданию собрания сочинений: «В стихах моих читатель должен главным образом обращать внимание на лирическое чувствование и ту образность, которая ука­ зала пути многим и многим молодым поэ­ там и беллетристам». Волнующий лиризм и предметная живо­ писность Вс. Иванова, как и у Есенина, проистекали из глубокого чувства любви к родной земле. Могучим, хватающим за сер­ дце чисто есенинским неподдельным лириз­ мом веяло от пейзажных и бытовых зарисо­ вок Иванова, Щемящей тоской пронизана, например, сцена ухода партизанских телег от родных взлелеянных и политых потом ■мест: «А родная земля сладостна, прижи­ мала своих сынов — идти было тяжело. В обозах лошади оглядывались назад и толь­ ко с плачем ржали, молчаливо бежали со­ баки, отучившиеся лаять. От колес телег отлетала последняя пыль и последний де­ готь родных мест...» Подхватывая есенинские приемы лириче­ ской образности, органического слияния красок природы и человеческой жизни, под­ чинения пейзажа и быта выражению внут­ реннего мира человека, Вс. Иванов шел к литературе самобытным путем, расширяя крестьянскую тему, открывая новые харак­ теры и мысли, соединяя в изображении ге­ роической борьбы сибирских партизан эли ческий размах бытописателя с проникновен­ ным лиризмом подлинного поэта. И в этом отношении талантливые повести и расска­ зы Вс. Иванова становились для Есенина одним из ярчайших и поучительнейших об­ разцов в его упорных поисках новых форм лирико-героического эпоса.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2