Сибирские огни, 1975, №10
164 А. ЖАВОРОНКОВ ...Видно, надев Браслет. Гонят на много Лет Золото рыть В горах. Может случиться С тобой — То, что достанешь Киркой, Дочь твоя там. Вдалеке, Будет на левой Руке Перстень носить Золотой. Эти строки, как вспоминают С. Виноград ская и сестра поэта А. Есенина, навеяны сибирской песней «Паша, ангел непороч ный, «е ропщи на жребий свой», которую часто пели двоюродный дед и отец поэта. Приведенный отрывок явно перекликается с куплетами этой песни: Там, где солнышко не всходит. Где сияет лишь заря. Там суждено мне жизнь окончить По приказанию царя. Может статься и случиться. Что достану я киркой. Дочь носить будет сережки. На ручке перстень золотой. Сибирскими песнями навеяно н описание трудной суровой дорог.К каторжников. Од нообразие. томительность этой дороги для всех, кто брел по ней, подчеркивается не только монотонным ритмом, но и повторе нием одних и тех же стихав, стихов-рефре нов: «Много в России троп...», «Буря и грозный вой...» и т. д. Пристально следившей за произведения ми писателей-современ.ников, Есенин не мог не заметить выдвижения темы взвихрен ной революцией Сибири на одно из видных мест во всей советской литературе. Приме чателен тот факт, что он в 20-е годы сдру жился почти со всеми ведущими советски ми писателями и в их числе с Всеволодом Ивановым и Лидией Сейфуллиной, утвер дившими в литературе тему борющейся, революционной Сибири. Автор партизанских повестей и рассказов, Вс. Иванов захватил Есенина совершенно новым освещением темы участия крестьян ства в революции, увлек необычайно ярки ми характерами мужиков, живописным языком и прежде всего лиро-эпическими картинами, отразившими стихию «мужиц ких» бунтов и восстаний против колчаков щины и ясей интервенции в Сибири, за Со ветскую власть, за Ленина. «Гениально! Гениальный писатель!» — отзывался поэт об авторе «Голубых песков». В незакончен ной статье «О советских писателях» (¡922) Есенин выдвинул на одно из первых мест Вс. Иванова — «нового бытописателя си бирских и монгольских окраин». «Его «Партизаны», «Бронепоезд», «Голу бые пески» и «Берег» происходят по ту сторону Урала и отражают не европейскую Россию, а азиатскую. В рассказах его и по вестях, помимо глубокой талантливости ав тора, на нас веет еще и географическая све жесть. Иванов дал Сиби; ь по другому ри сунку, чем его предшественники Мамин-Сн- биряк, Шишков и Гребенщиков, и совер шенно как первый писатель показал нам необычайную дикую красоту Монголии. Язык его сжат и насыщен образами, материал его произведений свеж и раз- носторонен». Контрастность в расстановке фигур про тивостоящих лагерей, поэтизация «земной тяги» партизан, слияние бытовых и пейзаж ных картин, лирическая окрашенность по вествования — все эти характерные для ав тора «Партизанских повестей» особенности оказались сродни таланту Есенина и дали себя знать в поэмах «Страна негодяев» н «Анна Снегина». Творческая близость Есе нина к Иванову обнаружилась в переклич ке .идейных мотивов, в соприкосновении от дельных выражений: идея интернациональ ной солидарности трудящихся у Есенина и Иванова находит выражение в образе ки тайца, увлеченного русской революцией (Сип Бин-у в «Бронепоезде 14-69» и Лит- за Хун в «Стране негодяев»); воплощение неумолимой воли и железного аскетизма, как противопоставление мужицкому без- рассудству и расейской отсталости — в об разе твердокаменного большевика (Рас светов — «Страна негодяев», Никитин — «Цветные ветра»). Причем, и Рассветов и Никитин окрылены реальной мечтой о пре образовании всей России в процессе инду стриализации, базирующейся на неисчерпа емых богатствах Сибири. Никитин, случайно найдя комок угля в тайге, говорит своему спутнику о будущих заводах в Сибири, о могущественном расцвете края. О том же мечтает и думает Рассветов, усматриваю щий в ресурсах Сибири великий источник для стремительного социалистического про гресса в России: Чем больш е гляж у я на сйежную ширь. Тем думаю все упорнее. Черт возьми! Да ведь наша Сибирь Богаче, чем желтая Калифорния. С этими запасами руды Нам не страшна никакая Мировая блокада. Только работай! Только трудись! И в республике будет Что кому надо. В языке есенинских персонажей заметны отголоски речей ивановских героев. Тот же Никитин, например, говорит, что в мужиц ком «тесте» он должен быть квашней, под чиняющей себе аморфную масбу деревни. В этом же тоне побывавший в сибирской ссылке вожак деревенской бедноты Прои Оглоблин из .«Анны Снегиной» говорит с неподдельной обидой: «Крестьян еще нуж но варить». Примеров близости, идейного и стилисти ческого соприкосновения Есенина и Ивано ва можно привести 'немало. Дело не в пе рекличке и созвучии мотивов. Главное в том, что во Вс. Иванове Есенин .нашел вер ного себе союзника в поэтизации современ ной разбуженной революцией деревни и ее прорвавшихся сил, вовлекаемых коммуни стами в русло общенародной борьбы за социализм.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2