Сибирские огни, 1975, №10

164 А. ЖАВОРОНКОВ ...Видно, надев Браслет. Гонят на много Лет Золото рыть В горах. Может случиться С тобой — То, что достанешь Киркой, Дочь твоя там. Вдалеке, Будет на левой Руке Перстень носить Золотой. Эти строки, как вспоминают С. Виноград­ ская и сестра поэта А. Есенина, навеяны сибирской песней «Паша, ангел непороч­ ный, «е ропщи на жребий свой», которую часто пели двоюродный дед и отец поэта. Приведенный отрывок явно перекликается с куплетами этой песни: Там, где солнышко не всходит. Где сияет лишь заря. Там суждено мне жизнь окончить По приказанию царя. Может статься и случиться. Что достану я киркой. Дочь носить будет сережки. На ручке перстень золотой. Сибирскими песнями навеяно н описание трудной суровой дорог.К каторжников. Од­ нообразие. томительность этой дороги для всех, кто брел по ней, подчеркивается не только монотонным ритмом, но и повторе­ нием одних и тех же стихав, стихов-рефре­ нов: «Много в России троп...», «Буря и грозный вой...» и т. д. Пристально следившей за произведения­ ми писателей-современ.ников, Есенин не мог не заметить выдвижения темы взвихрен­ ной революцией Сибири на одно из видных мест во всей советской литературе. Приме­ чателен тот факт, что он в 20-е годы сдру­ жился почти со всеми ведущими советски­ ми писателями и в их числе с Всеволодом Ивановым и Лидией Сейфуллиной, утвер­ дившими в литературе тему борющейся, революционной Сибири. Автор партизанских повестей и рассказов, Вс. Иванов захватил Есенина совершенно новым освещением темы участия крестьян­ ства в революции, увлек необычайно ярки­ ми характерами мужиков, живописным языком и прежде всего лиро-эпическими картинами, отразившими стихию «мужиц­ ких» бунтов и восстаний против колчаков­ щины и ясей интервенции в Сибири, за Со­ ветскую власть, за Ленина. «Гениально! Гениальный писатель!» — отзывался поэт об авторе «Голубых песков». В незакончен­ ной статье «О советских писателях» (¡922) Есенин выдвинул на одно из первых мест Вс. Иванова — «нового бытописателя си­ бирских и монгольских окраин». «Его «Партизаны», «Бронепоезд», «Голу­ бые пески» и «Берег» происходят по ту сторону Урала и отражают не европейскую Россию, а азиатскую. В рассказах его и по­ вестях, помимо глубокой талантливости ав­ тора, на нас веет еще и географическая све­ жесть. Иванов дал Сиби; ь по другому ри­ сунку, чем его предшественники Мамин-Сн- биряк, Шишков и Гребенщиков, и совер­ шенно как первый писатель показал нам необычайную дикую красоту Монголии. Язык его сжат и насыщен образами, материал его произведений свеж и раз- носторонен». Контрастность в расстановке фигур про­ тивостоящих лагерей, поэтизация «земной тяги» партизан, слияние бытовых и пейзаж­ ных картин, лирическая окрашенность по­ вествования — все эти характерные для ав­ тора «Партизанских повестей» особенности оказались сродни таланту Есенина и дали себя знать в поэмах «Страна негодяев» н «Анна Снегина». Творческая близость Есе­ нина к Иванову обнаружилась в переклич­ ке .идейных мотивов, в соприкосновении от­ дельных выражений: идея интернациональ­ ной солидарности трудящихся у Есенина и Иванова находит выражение в образе ки­ тайца, увлеченного русской революцией (Сип Бин-у в «Бронепоезде 14-69» и Лит- за Хун в «Стране негодяев»); воплощение неумолимой воли и железного аскетизма, как противопоставление мужицкому без- рассудству и расейской отсталости — в об­ разе твердокаменного большевика (Рас­ светов — «Страна негодяев», Никитин — «Цветные ветра»). Причем, и Рассветов и Никитин окрылены реальной мечтой о пре­ образовании всей России в процессе инду­ стриализации, базирующейся на неисчерпа­ емых богатствах Сибири. Никитин, случайно найдя комок угля в тайге, говорит своему спутнику о будущих заводах в Сибири, о могущественном расцвете края. О том же мечтает и думает Рассветов, усматриваю­ щий в ресурсах Сибири великий источник для стремительного социалистического про­ гресса в России: Чем больш е гляж у я на сйежную ширь. Тем думаю все упорнее. Черт возьми! Да ведь наша Сибирь Богаче, чем желтая Калифорния. С этими запасами руды Нам не страшна никакая Мировая блокада. Только работай! Только трудись! И в республике будет Что кому надо. В языке есенинских персонажей заметны отголоски речей ивановских героев. Тот же Никитин, например, говорит, что в мужиц­ ком «тесте» он должен быть квашней, под­ чиняющей себе аморфную масбу деревни. В этом же тоне побывавший в сибирской ссылке вожак деревенской бедноты Прои Оглоблин из .«Анны Снегиной» говорит с неподдельной обидой: «Крестьян еще нуж­ но варить». Примеров близости, идейного и стилисти­ ческого соприкосновения Есенина и Ивано­ ва можно привести 'немало. Дело не в пе­ рекличке и созвучии мотивов. Главное в том, что во Вс. Иванове Есенин .нашел вер­ ного себе союзника в поэтизации современ­ ной разбуженной революцией деревни и ее прорвавшихся сил, вовлекаемых коммуни­ стами в русло общенародной борьбы за социализм.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2