Сибирские огни, 1975, №10
162 А. ЖАВОРОНКОВ дины. И хотя Есенин не совершил ни одно го путешествия по Сибири, хотя он лишь во время поездки по оренбургским степям и среднеазиатским дорогам ощутил отда ленно суровое дыхание Сибири, этот необъ ятный край неотступно влек его к себе, пробуждал глубокие раздумья и порывы. Чтобы удовлетворить свою любознатель ность, свой крепнувший интерес к Сибири, к ее природе и людям, к ее истории, Есе нин чутко вживался в народные песни — «Славное море, священный Байкал», «По диким степям Забайкалья», «Бежал бродя га с Сахалина», «Ермак», «Песня сибирских каторжников», много читал о путешествиях по Сибири и Дальнему Востоку, осваивал произведения Д. Мамина-Сибиряка, Вяч. Шишкова, Вс. Иванова, Л. Сейфуллиной, воспоминания о сибирской ссылке, вслуши вался в рассказы политкаторжан о пережи том в Сибири. На основе этик знаний в есенинской ли рике окрепли и сибирские мотивы, мотивы гражданского мужества и стойкости. То, что эти мотивы приобретали со временем большую устойчивость, что их звучание становилось все более органичным в поэти ческих думах Есенина, —- видно даже по простому перечню его произведений, в ко торых сибирская тема подучила свое смыс ловое и эмоциональное наполнение. Среди этих произведений •— стихотворения «В том краю, где желтая крапива», «За темной прядью перелесиц», «Наша вера не погас ла», «Синее небо, цветная дуга», повесть «Яр», поэмы «Пугачев», «Страна негодяев», «Айна Снегина», «Поэма о 36», страницы о Вс. Иванове и Вяч. Шишкове в статье «О советских писателях», не говоря уже об упоминаниях сибирских источников в пере писке поэта. Не довольствуясь тихой селыциной, род ной околицей, молодой поэт проникается не избывным желанием заглянуть за синюю гущу лога, за которой «пролегла песчаная дорога до сибирских гор». Русь тревожит его своей загадочной судьбой, волнует сво ими обитателями, людьми, то умиленными сиротливыми избами деревень, то неприка янными и гордыми, то бесстрашными и су ровыми: Затерялась Русь в Мордве и Чуди, Нипочем ей страх. И идут по той дороге люди, Люди в кандалах («В том краю, где желтая крапива», 1915) В расширении поля зрения, географиче ских границ для создания образа необъят ной Руси сибирские пространства с их изве стными по народным песням названиями выполняют свою определенную роль. Из поэтического изображения Руси с выделе нием отдельных портретных штрихов, наи более известных европейских и сибирских рек и гор вырисовывается пространственная глубина; этими же историко-географически ми атрибутами поддерживается ощущение времени. Так, лирический герой поэмы «От- чаръ» (1917), ^устремленный своей богобор чески-романтическон мечтой в будущее, в сотворяемое всем народом царство свобо ды и братства, со всеобщей любовью друг к другу, показывает грядущую Русь как средоточие этого будущего царства в ее об ширных естественно-географических рубе жах — от Балтики до Дальнего Востока. ...Слышен волховский звон И Буслаев разгул. Закружились под гул Волга, Каспий и Дон. Синегубый Урал Выставляет клыки. Но кадят Соловки В его синий оскал. ...Там с вызвоном блюда Прохлада куста, И рыжий Иуда Целует Христа. Но звон поцелуя Деньгой не гремит, И цепь Акатуя — Тропа перед скит Последние стихи, указывающие на до стигнутые «всем русским племенем» свобо ду и согласие, перекликаются с народной сибирской песней «Славное море, священ ный Байкал» — «Долго я тяжкие цепи но сил, долго скитался в горах Акатуя...» Пе сенный образ бежавшего из тюрмы узни ка автором романтической поэмы переос мыслен по-своему: перед преступником через цепи и страдания открывается путь к святости («И цепь Акатуя — тропа перед скит»). Нередко сибирские источники восприни мались Есениным в связи с той трудной, драматической судьбой, которую принимали на себя герои освободительной борьбы, ге рои революции. В поэтизации народных за ступников сказалась, безусловно, некрасов ская традиция, восходившая к образам де кабристов в поэме «Дедушка», Савелия — богатыря святорусского из «Кому на Руси жить хорошо», к песне Гриши Доброскло- нова «Два пути». По-некрасовски верно, реалистическими штрихами пробовал Есенин нарисовать пор треты защитников мужицкого бунта и воз высить их в повести «Яр» (1916). Здесь дед Иен, участник справедливой расправы с по мещиком, показан с явным сочувствием. Эго стойкий правдолюбец, такой же народ ный заступник, как и некрасовский Саве лий, готовый за мирское дело пострадать, пойти в сибирскую ссылку, непримиримый до конца к царским захребетникам. Прини мая на себя общую дину взбунтовавшихся мужиков, дед Иён на угрозы пристава сгно ить в Сибири с достоинством и гордостью отвечает: «— Куда хоть ссылай, .нам все одно. Кому Сибирь, а нам мать родная». В этом же плане очень выразительны все еще недостаточно ясно и полно расшифро ванные стихотворения «Наша вара, не по гасла» (1915) и «Синее небо, цветная дуга» (1916), где в 'Некрасовском духе воспет и морально оправдан тот полный страданий тернистый путь, по которому мужественно и бесстрашно шли герои в Сибирь, на ка торгу. В стойкости поборников свободы, в их^ неукротимой мечте, становящейся меч той и верой .поэта, видит он залог конечно
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2