Сибирские огни, 1975, №10
I А. Жаворонков СИБИРСКИЕ МОТИВЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ЕСЕНИНА родная сторона в слиянии со всей Росси ей,^ со страной, охваченной смутной трево гой о завтрашнем дне: «Но и тебе из синей шири пугливо кажет темнота и кандалы твоей Сибири, и горб Уральского хребта» («За темной прядью перелесий»).' Поэтому весьма однобоким представляется все еще кочующее из статьи в статью о поэте мне ние, что в его ранних стихах крестьянская Россия, нисколько не потревоженная гроз ными событиями, утопает в мягкой тишине и патриархальности, что ее певец находится во власти сентиментальных переживаний и религиозных настроений. Эта односторон ность взгляда — от выборочного восприя тия есенинской лирики, от обеднения ее со держания. Если Есенин порой и замыкался в полюбившихся ему мотивах и темах, если он долгое время и оставался в своей соци альной устремленности крестьянско-демо кратическим поэтом, то основное начало в его лирике, его могучее и неистребимое пат риотическое чувство вырастало и крепло на широкой основе, проявлялось масштабно, требовало выхода на вою страну. Взлелеянный горячим сыновним сердцем и просветленный гуманной мыслью поэта образ/любимой родины проступал в живых, конкретных, национальных очертаниях. При этом, помимо привычных и знакомых поэту примет среднерусского, рязанского ланд шафта, привлекавшихся им для националь но-географического обрамления образа Ру си, не последнее место отводил он напевам Поволжья и Северного Полесья, штрихам и, мотивам сибирского происхождения. Сибирь — как неотъемлемая часть Руси великой, как громадный край со своими ха рактерными особенностями — составила оп ределенную грань поэтичеокого образа po ll. Сибирские огни № 10. и Есенин — вдохновенный певец родины, ее верный сын. Русь народная вло жила в него великую силу, которая всегда, в самые трудные и порой критические мо менты выручала его. Примечательно, что сам он считал патриотическое чувство реша ющей, движущей силой своей поэзии. «Моя лирика, — говорил он, — жива одной боль шой любовью, любовью к родине. Чувство к родине — основное в моем творчестве». Только на нашей земле с ее просторами и неоглядными далями, с ее синими реками и озерами, широкими полями и долами, ле сами и перелесками, кленами и березами, снежными покровами и вешними зорями мог появиться и развернуться во всю мощь, расцвести «златотканным цветеньем» удиви тельный талант Есенина. И только с уче том поворотов и сдвигов в жизни страны, пережившей за короткий срок несколько ре волюций и войн, превращавшейся в первое социалистическое государство, можно уяс нить важнейшие повороты и сдвиги в твор ческой биографии великого русского поэта, заметить относительно закономерную и по следовательную смену образных определе ний, которыми наделялась в его стихах лю бимая Русь — «О Русь, покойный уголок», «Задремавшая Русь», «Отчалившая Русь», «Московская Русь», «Россия—мать»„«Русь бесприютная», «Русь уходящая», «Русь со ветская»,' «Коммуной вздыбленная Русь», Русь, как «шестая часть земли», «великие штаты СССР». Даже дооктябрьская Русь Есенина — это не только «малиновое поле» и «покойный уголок» на Рязанщине, не только отчий край и отчий дом. Русь Есенина — это Русь не охватных просторов и пространств, заселен ных разными народами и племенами, это
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2