Сибирские огни, 1975, №10
156 В. ЗЕЛЕНСКИЙ человеку, светлая грусть и боль мятущейся души — все ныне открыто тебе, входящему в мир прекрасного с чутким сердцем и умом. Порою даже зависть и ревность ше вельнутся во мне, стоит лишь вопомнить о своих двенадцати, никому теперь не нуж ных, тетрадках. Но они мне все равно доро ги. Кстати сказать, стихи Есенина, которые вообще легко запоминаются, когда их пере писываешь, входят в тебя вовсе незаметно, как воздух при вдохе, и потом, много лет спустя, с приятным чувством обнару живаешь, что, оказывается, нет, ничего не забыто... Эти заметки суть размышления читателя о творчестве любимого поэта, вернее, об од ной из граней его поэзии, занимающей меня теперь больше других. Раньше она, эта грань, или тема, как-то не так волновала, не задевала за живое, что ли... Имею в виду тему «железного гостя», яв ственно и болезненно прозвучавшую в сти хах Есенина первых послеоктябрьских лет. Именно эта тема дала больше всего пово дов объявить Есенина «кулацким» поэтом, что привело к длительному замалчиванию его творческого наследия. Да и ныне в ли тературоведении преобладает однозначно критическая оценка тех настроений поэта, которые так было соблазнительно охаракте ризовать одним ученым’словом «антиурбани- стские». Что и сделано. То есть эти стихи как бы совершенно уже отжили в наш ин дустриальный век, и говорить о них всерьез не стоит. Отметив наличие у раннего Есенина об щедемократических и гражданских мотивов, К. Зелинский, например, писал так: «Однако главным, что будило поэтическое восхищение у Есенина... была «древляя», патриархальная Русь...». Есенину вменялась в вину «тяга к воспроизведению той патри архальной жизни народа, которая была так мила ему», наконец, «разрастание мотивов протеста против города». При этом критик цитировал «Сорокоуст», где «город насту пает на мирную соломенную деревню», за тем «самое страстное по силе протеста про тив города из всех антиурбанистских про изведений Есенина стихотворение «Мир та инственный, мир мой древний...» Аргументы, что и говорить, нешуточные: Мир таинственный, мир мой древний. Ты, как ветер, затих и присел. Вот сдавили за горло деревню Каменные руки шоссе. Так испуганно в снежную выбель Заметалась звенящая жуть. Здравствуй ты. моя черная гибель, Я навстречу тебе выхожу! Город, город! Ты в схватке жестокой Окрестил нас как падаль и мразь. Стынет поле в тоске волоокой. Телеграфными столбами давясь. Здесь критик кое-что отнесет на счет имажинистов, к которым Есенин был бли зок в то время (1922 г.), кое-что объяснит издержками мучительного расставания с иллюзиями мелкособственнического идеа лизированного «мужицкого рая», кое-что даже влиянием Айседоры Дункан, для ко торой, по словам А. В Луначарского, «...весь уклад обывательской жизни, все, за исключением некоторых... оставшихся здо ровыми частей деревни, представляет из себя грубый и глупый отход от природы». Ну, а теперь вообще «Отошло в прошлое то, что вызывало душевную драму Есени на...». Что же касается его права называть себя «последним поэтом деревни», то здесь он тем более не прав: ведь скоро «в литера туру пришел новый большой талант, кото рый сумел раскрыть внутренний мир совет ского крестьянства. Это был смоленский крестьянин Михаил Исаковский, чьи песни ' ныне поет народ». Да, все мы преклоняемся перед замеча тельным талантом Михаила Исаковского, но непонятно, при чем тут драма Сергея Есе нина? Разве он где-нибудь провозглашал своей творческой задачей раскрытие внут реннего мира крестьянина, хотя бы и того, досоветского? У самого же К. Зелинского находим ав торитетную ссылку на А. В. Луначарского, который писал, что «Есенин приехал из де ревни не крестьянином, а в некотором роде деревенским интеллигентом». В отличие от многих своих сверстников, он детство про вел не в поле рядом с отпом-пзхарем, не в подпасках, а за школьною партой, успешно окончил Спас-Клепиковскую учительскую школу, получил, таким образом, среднее специальное образование и сразу уехал из деревни. Эти, как и другие факты биогра фии поэта сегодня хорошо известны. Из юношеских стихов Есенина, из его писем мы также знаем, что он с первых шагов мыс лил свой путь как поэт общерусский, поэт народный. Раннее осознание своего таланта и высокого призвания привело его, 17-летне го юношу, в Москву, потом в Петроград, где никому не нужен был новоиспеченный учитель сельской школы, и он это прекрас но понимал. Сознательно и с большим упор ством прокладывал себе Есенин дорогу в литературу, он шел в нее от переполняетех его чувств, шел, чтобы «всю душу выпле скать в слова», то есть, как теперь говорят, имел свою сверхзадачу, которая, конечно же, была выше намерения стать только кре стьянским поэтом. И если у кого-то были сомнения на этот счет, так он их скоро раз веял. Уже в 1918 году он посвятит своему недавнему поэтическому «брату» Николаю Клюеву стихотворение «Теперь любовь моя не та...», где есть и сожаление — «Ты серд це выпеенил избе, но в сердце дома не по строил», и неизбежный приговор: Тебе о солнце не пропеть. В окошко не увидеть рая. Так мельница, крылом махая, С земли не может улететь. Бесплодность «избяной» темы ои уже тог да сознавал ясно. И если картины деревен ского детства по-прежнему будили в нем поэтическое воображение, так у кого же из пишущих было иначе? И почему к этим картинам так и присох эпитет «патриархальные»?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2