Сибирские огни, 1975, №10
чайно быстро, за несколько месяцев. Так было положено начало сибирской химии. Пос ле личного вмешательства Ленина в работу Ленских приисков в Забайкалье стало боль ше добываться золота. Приходили в Кремлевский кабинет вести с сибирского хозяйственного^ронта. Про-' должал строиться Кемеровский коксохимический завод, продукцией которого вождь на метил положить начало великом/ опыту — Урало-Кузбасскому комплексу; В систему «АИК-Кузбасс» (Автономная индустриальная колония-Кузбасс) по договору с амери канскими рабочими, возглавляемыми коммунистами В. Хейвудом и С. Рутгерсом, нача ло поступать заграничное оборудование. В 1922 году гурьевцы задули доменную печь, выдали первую плавку—вот он, наконец-то, свой первый сибирско-советский металл, на дежда и основа всего будущего! Из чугуна первой плавки рабочие отлили вождю пода рок: небольшую колонну. Эта колонна и сейчас стоит в Кремлевском кабинете Ленина. В конце двадцатых годов на обсуждении Генерального плана по промышленности Сибири, высказывая завещанное вождем, Г. М. Кржижановский говорил: «Мы дадим Сибири возможность развить использование своих сказочных богатств, а она должна будет перевернуть хозяйство всего Союза». Глеб Максимилианович Кржижановский, товарищ Владимира Ильича по революци онной работе, соратник по организации петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», подписавший в числе семнадцати ссыльных марксистов в 1899 году в селе Ермаковском Минусинского уезда написанный Лениным знаменитый «Протест российских социал-демократов», вспоминал: «Владимир Ильич неоднократно высказывался относительно развертывания необъ ятных возможностей Сибири, которое связано для нее с победоносной пролетарской ре волюцией. Он был твердо убежден, что укрепление пролетарской диктатуры будет свя зано для Сибири с’ американскими и даже сверхамериканскими темпами индустриаль ного подъема». Ленин настаивал развивать в Сибири машиностроение на местном металле, легкую и пищевую промышленность — все на местном сырье. Это оттуда, из тех корней, круп нейшие в стране узлы и комплексы: Кузнецкий, Алтайский, Новосибирский, Омский, Тю менский, Томский, Ачинский, Норильский, Красноярский, Нижне-Ангарский, Иркутский, Якутский, Хабаровский, Комсомольский, Магаданский, Владивостокский... Связываешь все это с той небольшой чугунной колонной, что в Кремлевском каби нете,— на ней, на той колонне, выросла, продолжает набухать мускулатура сибирской индустрии. Сегодня доля сибирского чугуна, стали и проката в общей массе этого товара стра ны меньше, чем была до войны. Но это оттого, что металлургические заводы построи лись после войны на. Северо-Западе, в Казахстане, на Кавказе... Однако то, что круп ный металлургический комбинат должен съедать в год больше десятка миллионов тонн топлива, которого в других местах страны не густо, стимулирует сибирскую черную ме таллургию вырасти в богатыря чрезвычайно крупного и шагать в гору, нацелившись на быстрый обгон всех своих коллег. О том, что богатырь пошел на обгон, говорит появле ние под Новокузнецком знаменитого Запсиба, где совершеннейшие в мире коксовые ба тареи, домны, конверторы... Известно, сегодня в стране приоритет в темпах развития вместе с черной металлур гией отдается цветной и таким ее ответвлениям, как алюминий, медь, никель и кобальт, цинк, титан и магний, ртуть... Все это есть у нас в крае. Да плюс дешевая электроэнер гия, без которой не получишь эти металлы. На тонну ферросплавов надо затратить семь тысяч киловатт-часов электроэнергии. На тонну алюминия — семнадцать тысяч киловатт-часов. На тонну магния — двадцать пять тысяч, а на тонну титана — даже шестьдесят тысяч киловатт-часов. Это что ж? Как килограмм этого металла произвести, так шестьдесят киловатт-часов электроэнергии готовь? Да, да. Для сравнения: чтобы добыть тонну каменного угля, надо потратить всего лишь двадцать киловатт-часов электроэнергии. Одна промышленность просит побольше тепла, другая — побольше электроэнергии. Тепла требуют нефтепереработка, цемент, выделка целлюлозы и бумаги... В очень боль
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2