Сибирские огни, 1975, №10

БОРУС ЯСНОЛОБЫЙ 145 Он пробивался к главной сибирской железной дороге, чтобы разрушить ее, отрезать Забайкалье от России. В Анне, со стороны Охотского моря, высадился генерал Пепеляев с дружиной, име­ нуемой «Сибирская добровольческая». В горном Алтае, от Оби до Монголии, на сотнях километров «правил» при зайса- нах-баях каратель Кайгородцев. В Бурятии и Хакасии тоже были те, кто не принял перемен, собирались в шайки с пулеметами, выходили к рудникам, к угольным копям. На территории Алтайской, Томской, Иркутской и Енисейской губерний разбойнича­ ли бандитские шайки. В 1921 году их, шаек, насчитывалось двести пятьдесят, нападали на крестьян в домах, в дороге, на пашне. И еще: два года подряд — 1920—1921 — солнце выжигало крестьянские посевы, самое большее снимали с десятины тридцать пять пудов. А из Поволжья доходили вес­ ти более трагичные: голод валил людей. В такой-то обстановке в 1921 году на X съезде РКП (б) Ленин высказался, чтобы сменить политику «военного коммунизма» на новую экономическую политику — НЭП. В Сибири из тысячи шестисот сорока государственных предприятий больше поло­ вины — не работали, а какие работали, так только вполсилы или того меньше, в чет­ верть силы. Паровозы останавливались где-нибудь между Красноярском и Ачинском в тайге или между Новониколаевском и Омском в степи — топлива не было. И тогда к вагонам, полузабураненным, выходили те самые шайки, осмелевшие, как шакалы, то­ ропящиеся к раненому животному. Трехнедельник по подвозке топлива к железнодорожным путям не помог тому, что­ бы сделать запас. И 6 декабря 1921 года Сибревком шлет Председателю Совета Народ­ ных Комиссаров Ленину телеграмму: вынуждены пока прекратить пассажирское дви­ жение по железной дороге и сократить товарное движение. Заседал президиум ВЦИК, постановил командировать в качестве особоуполномоченного ВЦИК члена ВЦИК тов. Ф. Э. Дзержинского для принятия чрезвычайных мер по продвижению продовольствен­ ных грузов из Сибири. Бураны перемели проселки и все другие дороги сугробами. Ночами в затишья моро­ зы доходили до пятидесяти восьми градусов, и тогда плотный туман закрывал все, не было видно в двух шагах. Дзержинский, проезжая от станции к станции, от деревни к деревне, прикрывая обмороженный подбородок шинельным воротником, разговаривал с населением от имени Ленина. На очистку сугробов сходились мужики и бабы окрестных деревень, подростки; шел народ с лопатами перед гружеными конными обозами.'Пото­ му что через час расчищенный проселок снова заносила метель. Запаслась топливом железная дорога. Паровозы жарко дохнули, гудками огласи­ лась мерзлая тайга. В декабре 1921 года из Сибири уходило с продовольствием только тридцать четыре вагона в сутки, через полмесяца — шестьдесят вагонов в сутки, а еще через месяц, в феврале 1922 года,— уже сто двадцать два вагона в сутки. Однако этот успех был не успех, так как железная дорога работала вчетверо хуже, чем до войны, и была убыточной. На шахтах и рудниках стояло изношенное оборудование, а чтобы отремонтировать его, не хватало знающих рабочих. Добыча угля и руды все снижалась. Поразительный факт: потребность сибирской промышленности в чугуне и стали в 1921 году удовлетворялась только в пределах 2—6 процентов! А рабочие-коммунисты отвлекались от дела на то, чтобы идти и раскрывать где-то заговор, вести бой с объявившимся полком врага. Амурская партийная организация по­ слала на это дело половину своего состава. Пятьсот коммунистов ушло воевать из Чи­ ты. Рабочие Черновских копей на организацию борьбы с бандами снесли в партийный комитет свои вещи на десять тысяч рублей золотом... Так вот работалось. Но тем не менее В. И. Ленин неустанно заботился о развитии промышленности и на­ родного хозяйства Сибири. Например, узнал в 1921 году о том, что в Кулундинской степи есть залежи соды, сразу поручил группе специалистов заняться, выяснить, как там, что. В октябре того же 1921 года Ленин, председательствуя в Совете Труда и Обо­ роны, .настоял: начать строить Петуховский содовый завод. Завод был построен чрезвы- 10. Сибирские огни № 10.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2