Сибирские огни, 1975, №10
б о р у с я д н о л о в ы и 141 К карьеру мы ехали по долине реки Уй. Это в объезд — дорогой, которую на днях пробил бульдозерист Алексей Зубко. По прямой же дороге, какая идет вдоль русла ре ки Изырбель, ездить, пока не обсохла от дождя, запрещено, слишком круто. Кедры и лиственницы с перегнутыми и перекрученными ветром медно-рыжими стволами подсту пают к самым колесам. Справа бьются и шумят водопады. По Ую в скалах видны нате ки каменного масла, того самого знаменитого в народе лекарства, за которым еще Петр I снаряжал в Сибирь экспедиции. Дорога сворачивает влево и спиралью врезается в отвесные склоны. Так сделали строители. Иначе не подняться. На срезах обнажено бело-розовое тело мрамора. В справочниках сказано: «Мрамор — это кристаллическая горная порода, образо вавшаяся в результате перекристаллизации известняка или доломита. Окраска его зави сит от примесей, а примеси могут быть разные: кварц, халцедон, гематит, пирит, ли монит, хлорит... Рисунок определяется не только строением, но и направлением распи ловки. Наибольшей прочностью отличается мелкокристаллический. В СССР известно до шестидесяти месторождений: в Карелии, Закавказье, Средней Азии, на Украине и в- Сибири»... Странно, великий сибирский Кибак-Кордонский мраморный клад с его необычай ным цветовым колоритом и рисунком не нашел в справочниках отражения. Этому сокро вищу предстоит только еще пробиваться к Настоящей славе. Карьер — это громадная, сотни метров в длину и десятки в ширину, полка перед самой вершиной горы. Далеко внизу — белесая полоска, изогнутая саблей: Енисей. А выше дымят костры — там бригады лесорубов очищают гору от леса, готовя площадь для расширения карьера. Прежде чем начать брать мраморный монолит, надо было снять верхний выветренный пласт. Чещ и как снять? Начались споры. Одни трезво говорили— понятно же, дескать, как: способом давно испытанным в мировой практике — пилением. Им возражали другие, потому что способом пиления работы растянутся на многие годы, и заявки строителей на мрамор еще долго останутся .неудовлетворенными. С величай шей осторожностью, с оглядками, оговорками было принято решение... взрывать. Но как взрывать? Не так же, как в 1936 году, когда брали мрамор для московского метро и попортили аммонитом много монолитного пласта. Этим стала заниматься группа ра бочего проектирования института «Гипроспецпроект», находящаяся в Майне., Выбрали участок, пробили шурфы, точиейшими, очень чуткими приборами определили состоя ние монолита. Затем взяли несколько зарядов, разместили один над другим на рейке. Рейку — в шурф на полглубины вскрышного слоя, и так, чтобы заряды не касались стен ки. После взрыва опять проверили состояние монолита. Увидели, что он без изменений. Взрыв повторили, только теперь рейку опустили глубже. Снова приборы показали, что на монолите трещин нет. Еще взрыв, на этот раз рейка не дошла до монолита лишь на метр. Приборы немедленно сигнализировали: трещины! Значит, что? Значит, вот что: взрывные заряды можно размещать только на расстоянии двух метров от основного мрамора. Это всем стало ясно. Но комиссия и тут не согласилась: а вдруг да, дескать, и при этом пойдут трещи ны? Опять пошли эксперименты, исследования. До тех пор, пока не был найден способ, полностью исключающий всякие сомнения. Этот урок показывает, как бережно, осторожно мы можем относиться вообще ко всем богатствам природы. Карьер врезан двумя ступенями. На первой ступени действуют бульдозеры, экска ваторы, на второй... не сразу поймешь что. Тут будто побывал гигантский паук: все опу тано тонкими проволочными канатами. Приглядишься и видишь: паутина не стоит на месте, она движется между красными опорами с закрепленными на них блоками. Дви жется и уходит в глубину мраморного монолита. Это, оказывается, знаменитые итальян ские канатные пилы. Знаменитыми они стали еще в позапрошлом веке. Конструкция их .не только стара, но и очень проста. — И, тем не менее, никто в мире пока лучшего предложить не может. Итальянцы этими пилами пользуются двести лет. У нас же никто ими не пользовался. Мы осваива ем первыми, — говорит Николай Петрович Чванов,—Десять метров высота, двадцать метров длина, три метра ширина— такие бруски режет пила. Пробуем мы применять и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2