Сибирские огни, 1975, №10

гвоздь,— говорил мне бригадир-монтажник Герой Социалистического Труда Алеев. Любопытный факт: во второй половине шестидесятых годов в США было три мил­ лиона безработных и в то же время требовалось около четырех миллионов... рабочих. Безработные были с низкой общей грамотностью и малой квалификацией, не соответ­ ствовали делу. Статистика: рабочих высокой квалификации с пятым-шестым разрядами в Сибири двое из десяти. Как это на деле? Помню, на монтаже турбин к одному знающему .приставляли полдюжины таких; которые едва умели вертеть гаечным ключом, и дело начиналось. Каково же было фи­ зическое и эмоциональное напряжение того одинокого специалиста при бестолковой су­ толоке остальных! И если мы тогда запускали в эксплуатацию турбины в срок, а то и раньше срока, то только потому, что вкалывали по шестнадцать часов в сутки. Тогда же мы решили провести на участке исследование: кто же раньше из «вер- телыциков» гаек скорее пробивается в «боги»? В зависимости от школьных классов — кто раньше туда, на высоту Олимпа? «Богами» мы называли монтажников с высшим разрядом. Были отмахивающиеся: дескать, нечего исследовать, все зависит от шари* ков-роликов в голове, а не от классов. Мы это учитывали: да, руки и голова на первом месте, но сопоставление все-таки провели. И что же? Оказалось, что закономерность есть. Рабочий с семью классами на всю монтажную грамоту, от А до Я, то есть от второго разряда до «бога» (шестой разряд), тратит в среднем восемь с половиной лет. Рабочий с семью классами и плюс профтехучилище проходит от А до Я за шесть лет девять месяцев. Рабочий со средним общим образованием— за шесть с половиной лет. Что? Профтехучилище не- дает преимущества перед общим образованием? И даже наоборот? Да, парень из профтехучилища только первые год-полтора шел впереди парня, при­ шедшего в монтажники после школьной десятилетки, потом сравнивался, потом начи­ нал отставать. Провели мы такое же сопоставление у бетонщиков. Тут различия в профессиональ­ ном мастерстве в зависимости от классов не обнаружились. Все через полгода сравни­ вались, и опытные, и неопытные, и шли все плечо в плечо. От старания и сноровки за­ висит. (У Васи Кобелькова, заканчивающего вуз, не прибавится, значит, шансов выйти в самые самые). Так что же, ратуем за профтехучилища? Не торопитесь! Мы тогда узнали, что на со­ седнем участке, тоже монтажном, много рабочих, которые профтехучилища закончили не после семи классов, а после десятилетки. Пошли мы туда и продолжили исследова­ ние там. Оказалось, что такой рабочий (а там, кроме слесарей-:монтажнииов, были слеса­ ри-электрики, электросварщики, регулировщики и ремонтники оборудования) проходит от А до Я за четыре года и четыре месяца. В среднем, конечно. Вот оно! Сегодня, значит, надо говорить что? Нужны профтехучилища не те, что были, а те, какие вместе со специальностью дают в своих мастерских, аудиториях и среднее обра­ зование. ЦК КПСС и Совет Министров еще три года назад (1972 г.) признали острую необходимость этого. Однако судя по трудностям (то мала база, то нет преподавателей), с какими идет перестройка училищ старого типа на новые, это дело затянется на десяток лет. Мы вынуждены брать исследование всесоюзное. Данные не утешительны: ориен­ тация школьников на профессионально-технические училища остается крайне низкой — в девять раз меньше, чем на вузы. Как же тут говорить об опережении профессионального образования?.. О заделе квалификации рабочих?..- В Сибири на стройках чаще видим обратное. Рабочему второго разряда поручается работа третьего разряда; рабочему третьего разряда поручается работа четвертого раз­ ряда; рабочему четвертого разряда поручается дело пятого разряда.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2