Сибирские огни, 1975, №10

я с н о л о вы и 135 культуры. Или, к примеру, возле хакасской юрты сперва появился трактор, потом уж хакас научился на нем работать... Но вот начали мы выдавать все новые и новые сред­ ства труда, сами за ними уж не поспеваем. То есть за средствами труда не поспеваем. О том, какие средства производства мы накопили, говорит следующий факт: повышение фондоотдачи в промышленности на одну копейку с рубля дает экономию в три милли­ арда рублей с гаком. Понимаете, только на одну копейку! Добиться этого можно со­ кращением, а еще лучше, ликвидацией разрыва между «средствами труда» и «умением». Нужно опережающее развитие образования. Да, опережающее. Что это такое? Ну, то есть создать задел знаний. Разве дело не выиграло бы от того, если бы тот крестьянин, получивший плуг, сперва, этак, примерно, за год обстоятельную консультацию по плугу получил? Крестьянин сумел бы подготовиться к появлению во дворе плуга и психологи­ чески. Так что — даешь опережающие знания, которые себя оправдают с лихвой! Герои Социалистического Труда старший прораб М. Я. Лесников и бриг^чир мон­ тажников А. Г. Алеев говорят, примерно, так: «Опережающее образование» — все верно. Так. Только с небольшой, но чрезвычай­ но важной поправкой: не вообще «опережающее образование», а профессиональное. За­ дел не вообще образования, а задел квалификации рабочих. Вот! В стране пока обучается в системе профтехобразования только два миллиона че­ тыреста тысяч молодых людей. Сравните это с девятью миллионами студентов! Сравни­ те с ФРГ — там население вчетверо меньше нашего, а в системе профтехобразования почти столько же будущих рабочих проходит учебу, сколько и у нас. В Шушенском на симпозиуме по рабочей теме исследователь М. М. Ефимкий гово­ рил: в !972 году по РСФСР дневную полную среднюю школу окончило один миллион сто восемь тысяч юношей и девушек, в высшие учебные заведения поступило триста шесть тысяч человек. Остальные, ясно, не поступили. К чему мы это? А к тому, что... Впрочем, сперва вот справка сектора социальных проблем труда молодежи при Сибирском отделении Академии наук СССР, проводившего исследование в Новосибирской, Тюменской обла­ стях, на Горном Алтае, на юге Красноярского края и в Туве: около девяносто процен­ тов старшеклассников в городе и около восьмидесяти процентов в деревне планируют продолжить учебу после окончания школы. Планируют. Где продолжить? Семь процен- <т6в... в профтехучилищах. Остальные... Мы уже говорили, что, спроси школьника или школьницу, какая мечта, ответ известен — попасть в вуз. Не попали. Потому что туда приняли только триста шесть тысяч. В будущем вузы станут принимать меньше — только десять процентов вы­ пускников. Отсеявшиеся вольются в число рабочих. Вольются. Но не благодаря мечте, а вопреки. Помня, что любимый классный руко­ водитель в актив их свой уже не впишет (кстати, доктор философских наук Владимир Шубкин пишет: «Непоступление в вуз... связано с большими драмами... но в перспекти­ ве ве ведет к серьезным душевным травмам»). К тому же, на выбор рабочей профессии у них будет лишь куцее время — годы-то они держали в голове не то. И начнется после миграция из одного коллектива в другой, называемая текучкой. У иного исследователя читаешь, как положительное: на таком-то предприятии за три года наготовили восемь тысяч молодых рабочих, кроме того, две тысячи повысили квалификацию. Исследователя не кидает в смущение, что на предприятии занято всего четыре тысячи рабочих. Оказывается, обучали, а рабочие увольнялись, отдел кадров на­ бирал новых, обучали, опять увольнялись, опять набирали новых. В городе пятнадцать тысяч рабочих А по отчетам обучения (и выданным премиям, и вознаграждениям за обучение) — втрое больше. Одних и тех же поочередно обучали да всех предприятиях. В статье, опубликованной в «Литературной газете» 8 января 1975 г., Владимир Шуб­ кин говорит: «Спустя восемь лет непоступившие в вуз чувствуют себя в социальном плане не хуже тех, кто своевременно стал студентом и получил диплом». Только через восемь лет! В среднем рабочий занят в производстве тридцать лет. Не слишком ли— тратить больше одной четверти отпущенного тебе времени на то, чтобы прийти, как го­ ворится, в себя от шока после «драмы непоступления»! В 1975 году (данные Госплана СССР) среднюю школу окончили два миллиона шестьсот тысяч человек, вузы смогли

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2