Сибирские огни, 1975, №10
134 ности. Инерция. Так проще. Модель однажды выверили — ничего, будто стрельнуло. И ладно. Вот какой мы дали разгон тогда, в двадцатые, тридцатые. Разгон в смысле жадно сти к знаниям, с одной стороны, с другой стороны — подальше уйти от того дела, каким занимались твои мать, отец, дед. Замечаем, что надо бы где-то притормознуть, реклами руем крестьянские и рабочие профессии, а сознание все на свой лад. Оно, конечно, с одной-то стороны, хорошо (если зажмуриться на миллиардные рас ходы), что сын кочевника стал кандидатом наук (в 19Ь5 году в стране было 665 тысяч научных работников, в 1974 году — миллион сто тысяч), с другой стороны... некому пасти скот... На днях я с одной молодой мамашей разговаривал. Дочери шестой год, а мамаша уже вовсю обрабатывает ее психику, чтобы та никогда не была рабочей. — Зачем вы так? — спросил я и пояснил; —- Она ж у вас несчастной может быть. Придется ей потом перестраивать свое сознание. Ведь только десять процентов в вузы, остальные девяносто... Понимаете? Мамаша мне с возмущением; — Да что же это?! Я не имею права, чтобы мой ребенок стал инженером или пианисткой?! У нас не капиталисты, молодым везде дорога! — Имеете, имеете,— заторопился я уверить.— Но, понимаете, у общества должно быть соотношение... И тут же я поймал себя на том, что смалодушничал. Надо, было выкрикнуть: «Не имеете! Не имеете права готовить дочь к разочарованию!» Все вот мы так малодушни чаем, как до дела доходит, и сопим, наблюдая. Кто эта молодая мамаша? Рабочая. Вся родословная из рабочих. У самой восемь классов, у ее матери — ни класса, у отца — тоже ни класса. Двести рублей на члена семьи в месяц — таков достаток. При пианино, конечно. У моего знакомого, хорошего поэта, окончившего когда-то вуз по громадному конкурсу, на пятерых сто десять руб лей с большой натяжкой выходит и, конечно, пианино нет. Впрочем, у меня тоже пиани но нет и тоже на пятерых сто десять едва-едва. Понять можно; у матери и отца — ни класса, у самой — восемь, так пусть у доче ри будет вуз. Заработок в расчет не берется. Понять можно и соседей, которые в квар тире справа,— у них такая же ситуация, и соседей слева, и тех, кто этажам ниже, и тех, кто выше... Понять. Ну, а практически? Еще в 1969 году заведующий сектором международных социально-экономических сопоставлений Института международного рабочего движения Академии наук СССР Я. Я. Котковский, выступая в «Литературной газете», говорил: у нас в семь раз больше, чем в США, студентов, и уже в 1968 году в США было дипломированных инженеров на один миллион триста шестьдесят тысяч меньше, чем у нас, и в результате в Америке примерно тридцать из каждой сотни инженерных должностей занимали люди без инже нерных дипломов, и поэтому Америка зазывает к себе инженеров из-за рубежа и уже зазвала пятьдесят три тысячи и,нженеров-эмигра,нтов .. Я. Я. Котковский ставил вопрос: грозит ли нам перепроизводство инженеров? И от вечал категорически, уверенно: нет. не грозит. Ответ обосновывал на примере развития отрасли, производящей электронно-вычислительные машины — дескать, ясно же, доля инженерного труда в промышленности будет повышаться. Минуло несколько лет, и вот генеральный директор Ленинградского станкострои тельного объединения Г. А. Кулагин пишет, что у нас в стране инженеров уже под за вязку, их у нас почти в три раза больше, чем в США, и ежегодный выпуск их продол жает нарастать снежным комом. Девять миллионов человек в вузах и техникумах сегодня. А в ФРГ, например, в тринадцать раз меньше. Другие, поддерживая мнение Я. Я. Котковского. считают: нет, нет, не волнуйтесь, лишних инженеров не бывает, как не бывает лишних книг, наоборот, фактор примеча тельнейший Примерно рассуждают так. Во все века было, что появление новых средств труда опережало общее человече ское уменее Сперва появился плуг, потом крестьянин научился им пользоваться. А не наоборот. Появление плуга заставило крестьянина подтянуться в смысле технической
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2