Сибирские огни, 1975, №10
126 Сорус поблескивает лысинами гольцеп; над ним тихо кружится снежшое облако. Владимир Ильич Ленин с реки Шушь любил глядеть на эту вершину, где зарождаются облака и тучи, где первый утром и последний вечером оранжево-малиновый луч солнца высверкивает, Михаил Яковлевич Лесников очень близко был знаком с поэтом, певцом Сибири, Игнатием Рождественским. Поэт много раз приезжал в Днвногорск, в Шумиху, при ходил в бригаду Лесникова, сидел, разговаривал. Бывал поэт и здесь, в Саянах, пеш ком проходил по ленинским местам. Михаил Яковлевич вспоминает стихи земляка: И льи ч ходил сю да из Ш уши? Н е зн аю , м ож ет, и ходил. Да. м ож ет, заб р ед ал когда-то, Но где ж е, где ж е эта д ата, Н айдем ее и л ь не найдем ? А если нет? Не все р ав н о ли. Бы вал он зд есь и ль не бы вал: Он в нас сам и х , он в наш ей воле, Он к а к к о стер ср ед ь д и к и х скал ... К югу от Карлова створа горы толпятся гуще, они начисто загромождают горизонт, как бы перехватывают реку. Над скалами ползут серые струйки — там работают перфо раторы. Там же мотает шеей экскаватор, непонятно как туда затащенный. А внизу... С рыжей, обтесанной взрывами скальной полки, под которой далеко внизу бьется Енисей, мы глядим на главный объект. Он отсюда совсем не впечатляет. Этакая серая подковка, выкинутая с правого берега, занявшая собой часть русла. Внутри подковки — серый поясок. Поясок этот и есть начало того большого пояса, который, перехватив от берега к берегу реку, станет держать собой новое енисейское море. В тон подковке встречает закаты и рассветы старший прораб основных сооружений Михаил Яковлевич Лесников — это у него тут второе море будет. С ним тут нет его брата, Якова Яковлевича, он уехал на Обь укреплять берега Обского моря — там берега не каме нистые, их надо обшивать бетоном. Вчера братья по телефону разговаривали: — Понимаешь, Миша, устройство опалубки у нас много времени отнимает. — А ты, Яша, сборные применяй, сборные... * •* * Два длинных двухцветных автобуса — низ красный, верх голубой — проехали мед ленно по гребню высокого гравийно-песчаного вала, отделяющего потесненный Енисей, остановились у котлована так близко, что передние колеса едва не скользнули по откосу. Из автобусов высыпали люди, метнулись кто куда поодиночке и, лишь отбежав на значительное расстояние, стали озираться, а поозиравшись и ничего, очевидно, не поняв, стали снова сходиться. Это туристы из Бурятии. Давать пояснения поднялись из котлована главный инженер управления основных сооружений Борис Фадин, рабочий по имени Гена и прораб Юрий Юров. С Юровым у меня особые воспоминания. Штаб, расположенный на высокой песчано-гравийной перемычке, где ветры дули почему-то сразу со всех сторон, в те дни заседал с утра и до глубокой ночи; дежурный вызывал кого надо — прорабов, начальников участков, мастеров; они приходили, отчиты вались, выслушивали советы и приказания, уходили на свои рабочие места; вызывались в штаб другие; так беспрерывно менялся народ в этом однокомнатном домике; постоян ными оставались только члены штаба: начальник строительства Бочкин, главный инже нер Козярский, председатель Государственной приемной комиссии действительный член Академии строительства и архитектуры СССР Беляков и еще два-три человека. При ближалась время пуска первых гидроагрегатов. Меня никто не вызывал, я сам пришел. Рядовых рабочих в штаб редко приглашали. Вернее, пришел я по поручению бригады. С того месяца, как нагрузка на монтажников
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2