Сибирские огни, 1975, №9

68 . МИХАИЛ РАССКАЗОВ И это еще больше заставляло волноваться Людмилу. «Ах, только бы на­ чать... Только бы начать...»,—думала она. Хор уже выстроился на сцене. Девушки в белых блузках и черных юбках —впереди; парни в темных костюмах —за ними. Перед хором — баянист, поглядывая на Людмилу, ждет сигнала. Вот занавес полез в сторону, и сразу же смолкает гул в зрительном зале. Напряженная минут­ ная тишина. «Ах, только бы начать...» —еще раз подумала Людмила и, окинув хор ободряющим взглядом, взмахнула рукой. Вступил баян, к не­ му тотчас со стороны,— а Людмиле даже показалось, что откуда-то сни­ зу,— присоединились голоса парней: Ой, вы, кони, вы, коли стальные, Боевые друзья-трактора... С этими голосами слились другие и, поднявшись вверх, звонко бросили в темный провал зрительного зала: Веселее гудите, родные, Нам в поход отправляться пора. У Людмилы полегчало на душе: начало получилось. Но уверенности в этом еще не было. Чтобы убедиться, она посмотрела на первый ряд, где должны были сидеть Байкалов и Юрин. Но она почему-то увидела Афанасия Вершинова. По тому, как Афанасий смотрел на сцену блестя­ щими глазами, как он всем телом то откидывался назад, то подавался вперед, по выражению его посветлевшего лица Людмила поняла, что на­ чало получилось. Все ее волнение перешло в торжество. Теперь все ее внимание было отдано хору. Зрители аплодировали хору дружно и долго. С первым сольным но­ мером должна была выступить Любка Штопорова. Она торопливо под­ бежала к Людмиле, уткнулась ей в плечо: — Ой, Людмила Сергеевна, я не могу... Там столько людей... Опо­ зорюсь я только... Людмила обняла девушку: — Не волнуйся, Люба, успокойся. У тебя получится, я знаю. Ты представь, что ты одна здесь. Любка, переборов свой страх, вышла на сцену. Не зная, что делать с руками, и то пряча их за спину, то прижимая к груди, Любка все свое внимание сосредоточила на песне. Лишь звуки баяна занимали ее в эту минуту; боясь отстать от него, она мысленно подстраивала 'к нему свой голос. Но все видели, что Любка сама не своя. И Епифановна это видела, и ей стало больно за дочь. «И за какой язвой выходила? Пусть поют, кому надо!» Епифановна готова была крик­ нуть дочери. Но тут вступление кончилось, и Любка запела: Волга-реченька глубока, Бьет волна о берега. Начало получилось робким, неуверенным, но скоро голос окреп. Он уехал, не простился, Знать, любовь’не дорога. Эта сама по себе печальная песня показалась Епифановне еще бо­ лее печальной, потому что для нее не существовало условностей. Если дочь поет такую песню—значит, ей грустно. Епифановне и самой сдела­ лось грустно. Она вспомнила, как ругала Любку, когда та собиралась в клуб, и пожалела об этом. Но вот песня кончилась. Раздались громкие, напугавшие и оглу­ шившие Епифановну рукоплескания, одобрительные выкрики. Епифа­ новна, не скрывая гордости, огляделась и стала ждать — не выйдет ли Любка еще раз. Любка не вышла. На смену вышли два парня-озорника

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2