Сибирские огни, 1975, №9

СТРАНИЦЫ ж и з н и 17 Совета в них не мог дойти: все собаки сбежались и >ну лаять на меня. Не дают шагу сделать. Што за штука, думаю... Сначала решил: не узнали они меня в обновке. А по­ том понял: не поглянулось им, что я всю улицу в них занял. Иду — шире тротуара»... Рэссказьшать-то вы — мастак,— думаю я о нем.— Наверное, это уменье передава­ лось по наследству. Хорошими рассказчиками, наверное, были отец, дед, прадед, пра­ прадед... Может, потому и прозвали того прапрадеда Рассказовым. Люди просто про­ звали его за уменье рассказывать. А потом прозвище и в документы перешло. И по­ шел род Рассказовых на земле сибирской. И вот перед нами Михаил Рассказов. А за стеной спит Санник, его внук. Только что Михаил Игнатьевич рассказывал, как святили раньше пасху, но зазво­ нил вдруг телефон, и он враз посерьезнел и, взяв трубку, заговорил совершенно дру­ гим, официальным, деловым голосом. Словно это и не он только что показывал, какие ему сшили галифе и как бабка лузгала подсолнухи, ворча на девок. Такие вот переходы от веселого к серьезному, от грустного к смешному, можно встретить и в его книге. Только что читаешь о приэводственных делах и спорах, о вы­ полнении квартального плана — и вдруг, в конце странички, смешной рассказ какого- нибудь старичка. В сельском Совете хорошо знали его принципиальность. Соберет членов исполко­ ма, председателей постоянных комиссий, даст задание, посоветует, как сделать луч­ ше. Но если кто не выполнит — по всей строгости спрашивал. Принципиально ставил вопрос, если кто-то чего-то не сделал: ему важно было знать — не может человек или не хочет. Настойчиво вникал в вопрос о воспитании детей в семье, школе. Сам работал с молодежью на селе м других заставлял. Часто бывал в школе, выступал на линейках, собраниях, ходил на экзамены. Педагоги Фирстовской школы тоже запомнили его принципиальным. Будучи в дружеских отношениях с Полуаршиновой Ольгой Андреев­ ной, он однажды подверг ее резкой критике за неправильную линию в профессиональ­ ной ориентации школьников. — Как можно педагогу сельской школы,— сказал Михаил Игнатьевич на сессии,— советовать детям уезжать в город для приобретения сугубо городских профессий, ког­ да у нас на селе ощущается такая нехватка работников самых различных профессий? Любовь к своему краю старался привить Михаил Игнатьевич детям и очень оби­ жался и негодовал, когда видел, что этому не уделяют должного внимания в школе. Учитель, много лет проработавший в Фирстово, рассказывал мне: особенно любил посещать Михаил Игнатьевич уроки истории, географии и литературы, рассказы­ вать детям об истории возникновения села, о красоте природы, о жизни леса, его обитателях. В фильме «Такие высокие горы» показан замечательный образ сельского учителя Ивана Николаевича, раскрывающего детям мир прекрасного. Когда я смотрела эпизод, в котором учитель ведет детей через поле к журчащему ручью, чтобы они послушали его неумолчный говор, передо мной снова ярко предстал образ сельского жителя Ми­ хаила Игнатьевича, который мог прошагать двенадцать верст ради того, чтобы увидеть рассвет над озером, услышать крик птиц, всплеск рыб, вдохнуть утреннюю свежесть и взглянуть на зеркальную гладь и белые облака, умытые утренним туманом. Если бы он был сельским учителем,— подумала я тогда о нем,— непременно по­ вел бы детей через поле, босиком, чтобы показать им частичку прекрасного мира. ...Стоит в центре села Фирстово обелиск погибшим воинам-землякам в Великую Отечественную войну. И если поворошить память, то можно восстановить картину про­ шлого. На этом месте — заросший травой пустырь, а Михаил Игнатьевич выступает на собрании рабочих «Сельхозтехники» и убеждает: — Вы же наш костяк, мужики. Наш рабочий класс на селе. Наша опора и надеж­ да... Так давайте же поставим в центре села памятник тем, кто отдал жизнь во имя победы. Памятник нашим братьям и отцам, погибшим за наше счастье. И такой памят­ ник давайте поставим, чтобы он был красивым и прочным, чтобы не стыдно было пе­ ред людьми за него. И доверим сооружать его самым передовым рабочим, самым активным и сознательным... Стыд перед людьми... Эту фразу Михаил Игнатьевич употреблял в самых различ­ ных случаях жизни, в самых неожиданных ситуациях. И тогда, когда помогал, заботясь о красоте улиц, пенсионерам приобрести штакетник, краску, известь, и когда боролся с пьянством, рвачеством и другими пороками. Собственно, и боролся-то он сатирой и юмором, карикатурой и едкой эпиграммой. «Чтобы стыдно было перед людьми»,— говорил он, вывешивая на видном месте стенную газету, в которой громил пьяниц и лодырей сатирическими' эпиграммами, ког­ да работал председателем рабочего комитета. Профсоюзная работа... Незаметная, неброская, а в то же время такая многогран­ ная и нужная. Тут и организация труда и социалистического соревнования, культурный досуг и хороший быт рабочих, тут и разбор конфликтов, и воспитательная работа. И для того, чтобы люди доверили эту работу человеку, он должен быть не только хоро­ шим организатором, но и обладать такими важными качествами, как справедливость и чуткость. • Рассказов много лет был на профсоюзной работе. Именно тогда он и проявил се­ бя как организатор масс, как активный трибун на селе. 2. Сибирские огни № 9.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2