Сибирские огни, 1975, №9

185 юношей и девушек. Идейная убежденность и высокое профессиональное мастерство, ■коллективизм и гражданственность, духов­ ная разносторонность и общественная ак­ тивность, творческий поиск и неустанное дерзание, советский патриотизм и социали­ стический интернационализм, нравственная красота и внутреннее благородство —таков социальный облик рабочего человека семи­ десятых годов. В. Мирошниченко убеди­ тельно и ярко раскрывает характерные чер­ ты этого человека на примере жизни и тру­ довой деятельности выдающихся представи­ телей советского рабочего класса. Монография В. Мирошниченко обращает на себя внимание глубиной ' и многогран­ ностью поставленных проблем. Рассмат­ ривая становление рабочего характера, ав­ тор подчеркивает роль рабочих династий, в которых воедино слиты революционная стойкость и творческий энтузиазм многих поколений. Профессиональная же ориента­ ция, по мнению В. Мирошниченко, должна стать своеобразным мостом от школы к за­ воду. В книге раскрывается полезный опыт, накопленный школами Кузбасса,, где разра­ ботана комплексная программа трудового воспитания школьников, найдены эффек­ тивные методы формирования обществен­ ного мнения о профессиях, которые еще не завоевали нужного авторитета среди моло­ дежи. Продуманная система активной, це­ ленаправленной подготовки молодежи к будущей работе основана у кемеровчан на тесном, многостороннем сотрудничестве школы и предприятия. В. Мирошниченко анализирует сложив­ шиеся на передовых предприятиях страны разнообразные формы воздействия на пси­ хологию молодых рабочих. В богатом арсе­ нале средств, успешно выполняющих воспи­ тательные функции, автор выделяет музеи трудовой славы, торжественные ритуалы посвящения в рабочие, шефство ветеранов над новичками, движение наставничества, советы молодых рабочих. Интересны и свежи размышления В. Ми­ рошниченко о социальном смысле карьеры рабочего человека, которая проявляется в социалистическом обществе как непрерыв­ ный процесс профессионального совершен­ ствования, общественной активности, ду­ ховного роста. Значительное место уделено в книге проб­ леме формирования сознательной дисципли­ ны труда, которая выражает степень ответ­ ственности рабочего человека за процесс общественного развития. «Надо пролетар­ скую трудовую дисциплину довести до са­ мой высокой степени напряжения, и тогда мы будем непобедимы», — указывал В. И. Ленин (Поли. собр. соч., т. 40, стр. 333). В. Мирошниченко говорит о путях фор­ мирования сознательной дисциплины. Это — умелое сочетание общественных и индивиду­ альных форм воздействия, единство мо­ рального и материального стимулирования, обеспечение высокой культуры производства и четкой организации труда, создание здорового психологического климата в коллективе. Большой практический интерес представ­ ляет глава, в которой рассматриваются сов­ ременные формы социалистического сорев­ нования, анализируется их воздействие на психологию личности. Монография «Социальное становление личности в трудовом коллективе» создана на материалах сегодняшнего дня, а содер­ жащиеся в ней обобщения, выводы, реко­ мендации обращены в будущее. В этом, очевидно, самое большое достоинство рабо­ ты В. Мирошниченко. «Эта книга представляет интерес для ра­ бочего, она необходима для его самосовер­ шенствования. И мастер, и парторг, и на­ ставник— каждый найдет в ней тысячу от­ ветов на интересующие вопросы». Так на­ писал в многотиражной газете «Ижорец» А. Михалев — Герой Социалистического Труда, член Президиума ВЦСПС, слесарь- сборщик Ижорского, четырежды орденонос­ ного завода им. А. А. Жданова. Ф. ВОЛОДАРСКИЙ ♦

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2