Сибирские огни, 1975, №9
184 ственные этапы: становление (семинария и университет), «классический» период (при мерно 1853—1862 гг), каторжная эпопея (1864—1883), астраханско-саратовские пос ледние годы (1883—1889). Нас в первую очередь интересует анализ мировоззрения Чернышевского периода си бирского заточения Несколько упрощая, можно сказать, что в изучении сибирских лет Чернышевского на метилось в литературе две тенденции. Пер вая —прокламирует интенсивную эволю цию мировоззрения русского революционе ра в сибирском застенке. Вторая—настаи вает на том, что Чернышевский медленно «увядал», хороня свои прежние иллюзии (либеральные исследователи в конце кон цов провозгласили «деградацию» Чернышев ского в Сибири). Во всяком случаё, книги И. М. Романова, специально посвященные этому . периоду, «написаны,—указывает У. Д. Розенфельд,—в духе некоторых ра бот по истории русской философии 60-х го дов, в которых желаемое выдается за дей ствительное; научный анализ подменяется декларацией». Тенденция эта является несо стоятельной. ибо она модернизирует миро воззрение Чернышевского сибирских лет, «подтягивает» его под заранее составлен ную схему, прикрываясь необходимостью борьбы с идеями «деградации» русского мыслителя. В монографии У. Розенфельда обстоя тельно характеризуется несостоятельность подобных попыток «подтягивания» мировоз зрения Чернышевского сибирских лет и по казывается несоответствие исторической правде доказать деградацию великого революционера. Автор выдвигает и обосновывает в прин ципе плодотворную идею об известной «кон сервации» мировоззрения Чернышевского сибирского периода. Дело в том, что прин ципиально Чернышевскому некуда было эволюцибнизировать, ибо антропологическая методология была им в принципе исчерпана в 60-е годы, т. е. в «классический» период. Преодоление антропологического материа лизма—вершины домарксовской философ ской мысли —могло осуществиться только на марксистско-ленинском основании, что, естественно, было недоступно Чернышев скому, хотя многие выводы его вплотную подходят к марксистским решениям. Заточение в сибирском застенке оторвало Чернышевского от активной жизни, обрекло на одиночество, почти лишило умственной пищи ,и т. д. Все это усиливает негативные тенденции антропологического материализ ма, «консервирует» его мировоззрение. Он, в лучшем случае, оказывается на уровне своих выводов 60-х годов. Зачастую в от дельных проблемах Чернышевский может подняться до новых осмыслений (первым в России он отметил и критически проанализи ровал субъективно-идеалистическое повет рие в философии, что высоко было оцене но В. И. Лениным, написавшим специальное дополнение в § 1 главы 4 «Материализма и эмпириокритицизма» (В. И. Ленин. ПСС, т. 18, стр. 381—384). Но это—отдельные взлеты гениальной мысли. В целом же взгляды Чернышевского как бы «консерви руются», вращаясь в кругу одних и тех же идей и выводов. С этих позиций в моногра фии последовательно анализируется миро воззрение Чернышевского сибирских лет, раскрываются его представления о материи и структуре мира, гносеологические осозна ния, история и закономерности ее развития, политические представления. Скрупулезно характеризует автор борьбу Чернышевского с субъективно-идеалистической реакцией- и ее плодотворность для.современности. Пра вильно ставится вопрос об источниках, на основании которых характеризуется миро воззрение Чернышевского этих лет. Вполне понятно, что сибирский период интересует автора лишь в общем контексте становления и эволюции мировоззрения Чернышевского. Он останавливается лишь на основополагающих проблемах мировоз зрения революционера, хотя материал поз воляет дать значительно более широкую его характеристику. Главное же в книге то, что здесь обосно- . вывается в принципе правильный и плодо творный подход к мировоззрению Черны шевского сибирского периода, позволяю щий преодолеть модернистские тенденции, получившие распространение в некоторых исследованиях последних десятилетий. Вполне созрели условия для того, чтобы на писать специальную монографию, посвящен ную жизни и мировоззрению Чернышевского сибирских лет. А. НОВГОРОДОВ В. А. Мирошниченко. Социальное станов ление личности в трудовом коллективе [формы и методы рабочей педагогики). Но восибирск, Зап,-Сиб. кн. изд.. Омское отд-ние, 1973. «Эта книга —*■дань уважения рабочим, ко торым я обязан своим становлением». За лаконичным авторским посвящением —не легкая человеческая судьба, трудная жизнь. В. А. Мирошниченко подростком пришел на Челябинский завод имени Орджоникид зе, работал токарем. Когда началась Вели кая Отечественная война, добровольцем ушел на фронт и мужественно защищал Родину. В победном сорок пятом был тя жело ранен, потерял зрение. Рабочий кол лектив помог своему воспитаннику найти место в жизни. Окруженный товарищеской заботой, В. Мирошниченко получил среднее, а затем и высшее образование, окончил ас пирантуру, защитил кандидатскую диссерта цию, стал доцентом кафедры философии и научного коммунизма Омского политехни ческого института и завершил работу над докторской монографией. Книга В. Мирошниченко «Социальное становление личности в трудовом коллекти ве» посвящена актуальной проблеме ком мунистического строительства —разработ ке системы рабочей педагогики. Необходи мость этой проблемы диктуется потребно стями времени. Ежегодно в ряды рабочего класса вливается около двух миллионов
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2