Сибирские огни, 1975, №9
п о л к и 183 британский империализм от молодого госу дарства рабочих и крестьян. Б. Багаев при водит подробные данные о том, как инспи рировалось дело с одним из требований «Ноты Керзона» — немедленно отозвать со ветских полномочных представителей из Персии и Афганистана; и о том, как факти чески действовал в интересах установления дружеских, добрососедских, во всем равно правных отношений между нашей страной и Ираном^ дипломат ленинской школы Б. 3. Шумяцкий. Причем удачно вписываются в повествование, казалось бы, самые разнооб разные материалы; и выдержки из офици альных документов, и образцы инсинуации и фальсификации в буржуазной прессе, и корреспонденции в советской периодической печати, и даже отклик В. Маяковского на бессильную злобу глашатая интересов бри танского империализма. А кому не интерес но будет узнать многие факты о становле нии советской кинематографии, о создании шедевров киноискусства, вошедших в вена; «Путевки в жизнь», «Чапаева», «Веселых ре бят» и др.; о первых успехах советских фильмов на международных кинофестива лях; о первой делегации советских кинора ботников в США и о посещении ею Чарли Чаплина. Книга хорошо иллюстрирована фотогра фиями более чем 30-летнего периода, что еще больше «документирует» ценное иссле дование Б. Багаева. В. ПОЗНАНСКИЙ У. Д. Розенфепьд. Н. Г. Чернышевский. Становление и эволюция мировоззрения. Минск, «Вышэйшая школа», 1973. Во многом преодолевая традиционные схемы анализа мировоззрения Н. Г. Черны шевского, автор монографии пытается найти новые пути осмысления философского на следия главы русской революционной демо кратии в реальной динамике становления и эволюции его основополагающих идей. Только такой подход позволяет преодолеть статичное рассмотрение мировоззрения рус ского революционера, когда для одного вы вода приводятся, скажем, аргументы моло дого Чернышевского или —зрелого мысли теля, а в другом —выводы, сделанные в период его каторжной «эпопеи» и закатных последних лет жизни,— хотя между ними лежат десятилетия и отражают разный ка чественный уровень его философских осмыс лений. Таково первое из тех общих положе ний, с позиций которых анализируется ми ровоззрение Чернышевского. Автор книги стремится раскрыть внутрен нюю логику обоснований русского мысли теля, показать, как формируется и разви вается его ищущая мысль, как она попада ет в тупиковые ситуации, преодоление кото рых позволяет нащупать выход к правиль ной дороге создания плодотворной научной теории. Автор стремится раскрыть методологиче скую основу, на которой оформляется и формируется развивающаяся мысль рус ского мыслителя, стремится показать мето дологическое основание мировоззрения Чернышевского. Известно, что Чернышев ский создает интереснейшую систему антро пологического материализма. В книге дано развернутое определение антропологическо го принципа как методологического посту лата, показана несостоятельность синони мического отождествления понятий «антро пологизм» и «антропологический принцип». В этой связи автор монографии убедитель но характеризует упрощающие односторон ности в рассмотрении антропологического принципа, которые проникают даже в наши распространенные толковые издания (фило софскую энциклопедию, философский сло варь и другие). Впервые в литературе о Чернышевском подробно исследуется начальный этап ста новления русского мыслителя —его миро воззрение семинарских лет (на основе боль шого, в основном неопубликованного, источ ника —семинарских сочинений, что позво ляет снять модернизирующие тенденции в изучении Чернышевского, стремящиеся пре вратить ею в материалиста чуть ли не с пеленок). Анализируя мировоззрение Чернышеаско- го-студента, автор на основе тонкого ана лиза его дневника показывает несинхрон- ность, даже разрыв в оформлении его поли тических и философских идей: политический радикализм контрастирует с идеалистиче ским антропологизмом, на позициях кото рого стоит Чернышевский вплоть до окон чания университета. Одновременно убеди тельно характеризуется неизвестный ра нее еще один источник формирования миро воззрения будущего революционера —рус ская антропологическая школа первой по ловины XIX в. (А. Галич, А. Никитенко, А. Фишер). Разумеется, отмечены лишь не которые интересные достижения, которых немало в этой многопроблемной книге. Сле довало бы самым настоятельным образом подчеркнуть научную принципиальность автора, который на основе скрупулезного анализа показывает упрощения, преувели чения и модернистские тенденции, проявив шиеся во многих исследованиях о Черны шевском. Надо отметить и аргументирован ный анализ, показывающий несостоятель ность попыток современных буржуазных исследователей извратить наследие великого шестидесятника. ¿месте с тем, в монографии далеко не все обосновано одинаково глубоко. По-но вому, например, охарактеризовав роль рус ской антропологической школы в становле нии мировоззрения Чернышевского, автор фактически дает ей чересчур лапидарную характеристику. Явно недостаточно пока зана роль Белинского и Герцена в станов лении и развитии мировоззрения Черны шевского. Требует, видимо, более широкого обоснования социалистический характер философско-социологической концепции ве ликого русского мыслителя. Необходимо уточнить отдельные формулировки. Монография У. Розенфельда характери зует становление и эволюцию мировоззрения Чернышевского, выделяя следующие каче
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2