Сибирские огни, 1975, №9
Ильяс Есенберлин. Отчаяние. Историче ский роман. Перевод с казахского М. Си- машко. М., изд, «Известия» («Библиотека «Дружбы народов»], 1974. За последние годы писатели Советского Казахстана создали целый ряд произведе ний исторического жанра, ставших замет ным явлением во всей многонациональной советской литературе. Такое обращение к исторической и историко-революционной те ме, разумеется, никак нельзя отнести к ухо ду от современности. Недаром большинст во авторов наиболее заметных романов и повестей о прошлом зарекомендовали себя как художники остро современной темы. И сейчас почти все они интерес к временам давно ушедшим сочетают в творчестве с самым пристальным' вниманием к пробле мам нашего сегодня. Скажем, Ануар Алим жанов между работой над историческими романами «Стрела Махамбета» и «Гонец» закончил «роман в повестях» «Сувенир из Отрара», посвященный молодой казахской интеллигенции; у Айиджамиля Нурпеисова создание эпопеи «Кровь и пот» шло парал лельно с работой над циклом писательских раздумий о днях сегодняшних; переклич кой с современностью пронизано обраще ние к древней истории Олжаса Сулеймепо- ва и т. д. Большой удельный вес историче ской тематики в сегодняшней казахской ли тературе связан с ростом историзма в ху дожественном мышлении писателей, с не обходимостью творческого осмысления це лых эпох национальной истории, порой еще не успевших получить развернутого науч ного анализа. Необходимо подчеркнуть редкое жанро вое и стилевое разнообразие достижений сегодняшней казахской исторической про зы. Среди этих достижений мы встречаем и биографическую эпопею («Промелькнув ший метеор» С. Муканова), и традицион ный сюжетный роман, восходящий к рома нистике XIX века («Гонец» А. Алимжано ва), и исторические баллады-притчи А. Ке- кильбаева и С. Санбаева с их свободным отношением к хронологии и историческим реалиям, и неподдающаяся никакому, даже самому приблизительному жанровому оп ределению оригинальность замечательной «Глиняной книги» Олжаса Сулейменова. где высокий трагический лиризм не снима ется, а оттеняется элементами пародийно- фельетонного «шутовства». Выдающееся место среди вызвавших интерес у широких читательских кругов произведений послед него времени занимает историческая трило гия Ильяса Есенберлина, последняя —по времени завершения —часть которой не давно издана в Москве. Трилогия И. Есенберлина исключительно масштабна по своему охвату —действие ее протекает в течение нескольких веков. Ес тественно, что в такой панораме был бы немыслим один центральный герой. Точнее говоря, такой герой в трилогии есть, но это герой собирательный — весь казахский на род, а сюжет романа —«судьба народная», ее крутые повороты на сложных историче ских перевалах. И. Есенберлин известен своими острыми, в лучшем смысле злободневными романами о современности — «Схватка», «Опасная пе реправа», «Прикрой своим щитом» и др. Писателем актуальной темы он остается и тогда, когда отправляется в глубь времен. Вре^я действия «Отчаяния» —XVIII век, эпоха джунгарского нашествия (конец 1720-х гг.), названная казахским народом «годами великого бедствия», и следующие за ней десятилетия, когда сама Джунгария, могущественный враг казахской степи, в предельно короткий срок была полностью уничтожена Китайской империей и прекра тила свое существование. Писатель пре дельно четко показывает политические при чины этого парадоксального, на первый взгляд, события. Древний лозунг «разделяй и властвуй» давно был принят к исполне нию правителями «Поднебесной». В романе великий богдыхан Канси так говорит свое му полководцу о джунгарах и казахах: «Брось ойротскому тигру кусок чужого мя са за этими горами. А сам придя тогда, ког да они оба будут истерзаны и крови у них хватит только для того, чтобы доползти и лизнуть нашу руку!..» Китайская империя в своих великохань ских устремлениях намеревалась физически уничтожить своих соседей на западе. Речь шла о самом существовании казахского на рода и народов Средней Азии. Писатель указывает, что полная ликвидация населе ния степи входила в х о з я й с т в г е н ны е планы захватчиков. Поэтому оправдано и название романа, и трагический накал его многих страниц. Положение казахского на рода, смертельная опасность, ему угрожав шая, усугублялась, как это показано в ро мане, роковой его разобщенностью. «На ог ромное летнее пастбище была похожа к этому времени страна казахов, где без опытного табунщика брели табуны лоша дей, и каждый жеребец был всевластным хозяином своего косяка, ревниво охраняя его неприкосновенность... С незапамятных времен родовые баи и батыры были таки ми всевластными хозяевами в степи... При случае приходили они на помощь кочующе му рядом соседу, но и только. Перед 'боль шим вражеским нашествием разрозненные вожди были бессильны...» С большой симпатией рисует автор обра зы батыров из народа, то в одном, то в дру гом конце страны возглавлявших ополче ния простых людей степи против захватчи ков и оставивших о себе славную память, закрепленную в преданиях и сказаниях. Но! соблюдая историческую правду, И. Есен берлин не преувеличивает уровень полити ческой сознательности этих народных геро ев, широту их исторического кругозора. Бы вало, что по причине трусости и бездарно сти тех или иных ханов и султанов неро довитые батыры на какое-то время стано вились вожаками освободительного дви жения. Но весь уклад жизни феодального общества, веками освященный авторитет ханской власти неизменно отодвигал их на второй план и выдвигал в вожди крупных феодалов, чьи корыстные классовые инте ресы вступали в острое противоречие с це
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2