Сибирские огни, 1975, №9
РУССКИЙ ТАНЕЦ СИБИРИ Историко-революционная и современная темы утверждаются коллективами народно го танца с большими издержками. Тем бо лее приятно отметить талантливую работу Б. Арабкина «Матрос и Крестьянин» в ис полнении Г. Верхушкина и А. Медведева (Болотнинский районный Дом культуры). Ее самобытность заключена в режиссерско-ба летмейстерском приеме, точно и верно отра жающем идею танца, — неграмотный кре стьянин следует за революционным матро сом. Занятна сюжетная разработка танца Неказистый мужичок вертит в руках газету и не может понять, что же там написано. Проходящий мимо матрос задерживается и объясняет, что отныне вся земля принадле жит крестьянину. Завязывается перепляс. Матрос пляшет «Яблочко», исполняя новые и новые коленца, а после 'него под «Бары ню» выходит крестьянин с одним-единствен- ным движением —простенькой присядкой аз вращениями с поджатой ногой. И когда он начинает повторять это третий раз, зал раз ражается аплодисментами —настолько вы разителен образ забитого мужичка. Современный лирический хоровод «Ленок» балетмейстера В. Фомина талантливо во площен ордынцами. Двадцать четыре девушки в длиных свет ло-зеленых сарафанах, отделанных белой полосой, в кокошниках, из-под которых вы биваются длинные голубые ленты, создают поэтический образ бескрайнего поля. Посре ди его колышущегося марева находятся юноша и девушка, радующиеся встрече другие другом. Взволнованные чувства мо лодой пары хореографически выражены в женском ансамбле, который с каждой но вой музыкальной частью все ярче отзы вается на усиливающуюся у юноши и де вушки взаимную любовь. «Ленок» В. Фомина перекликается с со временным лирическим хороводом «Рожь», поставленным М. Годенко по мотивам одно именной песни А. Долуханяна в Краснояр ском ансамбле танца Сибири. По своей архитектонике, образному строю и компонентам «Ленок» является производ ным от композиции «Рожь». Однако В. Фи мин творчески подошел к идейному замыс лу М. Годенко. Исходя из собственных за дач, он заменил у женского ансамбля бу тафорские колосья легкими развевающими ся лентами, от чего хоровод стал более ди намичным, легким. * * * «Сибирские посиделки» позволили увидеть, как выросла за последние годы материаль ная база сельских и районных клубов и до мов культуры. Это проявилось в том, что многие коллективы выступали в сопровожде нии дуэта и даже трио баянистов, а также в богатстве сценических костюмов самодея тельных артистов, не уступавших известным городским ансамблям. Отдавая должное добротности и эффект ности таких костюмов, их современной фор ме, хотелось бы пожелать руководителям все же больше обращать внимания на ха рактерные черты русской .народной одежды сибиряков, которые .не всегда четко просле живались .в покрое и орнаменте. Как я та нец, народная одежда русских вобрала в себя различные областные особенности и элементы одежды аборигенов. Наличие в Сибири в I прошлом разных социальных групп (крестьян, ямщиков, казачества и т. д.) говорит о большом разнообразии сибирской одежды. Так как в прошлом на сибирский рынок поступали из европейской России холсты, сукно, полусукно, а с юга и востока —шелк, атлас, яркие набивные ткани, то одежда рус ских старожилов, даже в бытовых ее фор мах, а тем более в праздничных, выглядит интереснее некоторых современных сцениче ских костюмов широтой подбора материала, уместностью украшений. Женскими украше ниями являлись кокошники и другие голов ные уборы, крупные янтарные бусы в не сколько рядов, а у мужчин украшениями обычно были нарядные тканые пояса ручной работы, иногда даже именные. Определенный интерес в орнаментальном оформлении сценического костюма представ ляет старинная сибирская деревянная резь ба, относительно хорошо пока сохранившая ся во многих районах Новосибирской области. На «Сибирских посиделках» выявилась еще одна проблема, вероятно, имеющая мес то не только в Сибири,— проблема малочис ленности мужского состава танцевальых коллективов, а иногда и полное отсутствие парней. Речь идет не об ограничении жен ского репертуара и тем более не об отказе от него. Русский сибирский танец имеет не мало композиций, которые исполняются только женским составом. Они уходят коп иями в старый сибирский быт, когда муж чины, обычно зимой, отправлялись в город торговать, на заработки, или же на дли тельное время уходили на охоту. На фести вале было показано достаточно много таких номеров. Это местные вариации на тему ши роко известного хоровода «Березка», а так же различные пляски. И если «Березка» не вызывает возражений в смысле ее исполне ния только женским ансамблем, то в некото рых других номерах, как, например, в «Си бирской стукалочке» фердский ансамбль танца «Бердчаночка», балетмейстер В. Ко ролева) в отдельных композиционных и иг ровых моментах ощутимо недоставало муж ского состава, так как часть девушек вы нужденно выполняла роль «кавалеров». По-видимому, решение этого вопроса следует начинать со школьных и детских кружков. * * * Идея ежегодной организации «Сибирских посиделок» заслуживает всяческой поддерж ки и одобрения. Это окажет значительную ♦
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2