Сибирские огни, 1975, №9

РУССКИЙ ТАНЕЦ СИБИРИ Историко-революционная и современная темы утверждаются коллективами народно­ го танца с большими издержками. Тем бо­ лее приятно отметить талантливую работу Б. Арабкина «Матрос и Крестьянин» в ис­ полнении Г. Верхушкина и А. Медведева (Болотнинский районный Дом культуры). Ее самобытность заключена в режиссерско-ба­ летмейстерском приеме, точно и верно отра­ жающем идею танца, — неграмотный кре­ стьянин следует за революционным матро­ сом. Занятна сюжетная разработка танца Неказистый мужичок вертит в руках газету и не может понять, что же там написано. Проходящий мимо матрос задерживается и объясняет, что отныне вся земля принадле­ жит крестьянину. Завязывается перепляс. Матрос пляшет «Яблочко», исполняя новые и новые коленца, а после 'него под «Бары­ ню» выходит крестьянин с одним-единствен- ным движением —простенькой присядкой аз вращениями с поджатой ногой. И когда он начинает повторять это третий раз, зал раз­ ражается аплодисментами —настолько вы­ разителен образ забитого мужичка. Современный лирический хоровод «Ленок» балетмейстера В. Фомина талантливо во­ площен ордынцами. Двадцать четыре девушки в длиных свет­ ло-зеленых сарафанах, отделанных белой полосой, в кокошниках, из-под которых вы­ биваются длинные голубые ленты, создают поэтический образ бескрайнего поля. Посре­ ди его колышущегося марева находятся юноша и девушка, радующиеся встрече другие другом. Взволнованные чувства мо­ лодой пары хореографически выражены в женском ансамбле, который с каждой но­ вой музыкальной частью все ярче отзы­ вается на усиливающуюся у юноши и де­ вушки взаимную любовь. «Ленок» В. Фомина перекликается с со­ временным лирическим хороводом «Рожь», поставленным М. Годенко по мотивам одно­ именной песни А. Долуханяна в Краснояр­ ском ансамбле танца Сибири. По своей архитектонике, образному строю и компонентам «Ленок» является производ­ ным от композиции «Рожь». Однако В. Фи­ мин творчески подошел к идейному замыс­ лу М. Годенко. Исходя из собственных за­ дач, он заменил у женского ансамбля бу тафорские колосья легкими развевающими­ ся лентами, от чего хоровод стал более ди­ намичным, легким. * * * «Сибирские посиделки» позволили увидеть, как выросла за последние годы материаль­ ная база сельских и районных клубов и до­ мов культуры. Это проявилось в том, что многие коллективы выступали в сопровожде­ нии дуэта и даже трио баянистов, а также в богатстве сценических костюмов самодея­ тельных артистов, не уступавших известным городским ансамблям. Отдавая должное добротности и эффект­ ности таких костюмов, их современной фор­ ме, хотелось бы пожелать руководителям все же больше обращать внимания на ха­ рактерные черты русской .народной одежды сибиряков, которые .не всегда четко просле­ живались .в покрое и орнаменте. Как я та­ нец, народная одежда русских вобрала в себя различные областные особенности и элементы одежды аборигенов. Наличие в Сибири в I прошлом разных социальных групп (крестьян, ямщиков, казачества и т. д.) говорит о большом разнообразии сибирской одежды. Так как в прошлом на сибирский рынок поступали из европейской России холсты, сукно, полусукно, а с юга и востока —шелк, атлас, яркие набивные ткани, то одежда рус­ ских старожилов, даже в бытовых ее фор мах, а тем более в праздничных, выглядит интереснее некоторых современных сцениче­ ских костюмов широтой подбора материала, уместностью украшений. Женскими украше­ ниями являлись кокошники и другие голов­ ные уборы, крупные янтарные бусы в не­ сколько рядов, а у мужчин украшениями обычно были нарядные тканые пояса ручной работы, иногда даже именные. Определенный интерес в орнаментальном оформлении сценического костюма представ­ ляет старинная сибирская деревянная резь­ ба, относительно хорошо пока сохранившая­ ся во многих районах Новосибирской области. На «Сибирских посиделках» выявилась еще одна проблема, вероятно, имеющая мес­ то не только в Сибири,— проблема малочис­ ленности мужского состава танцевальых коллективов, а иногда и полное отсутствие парней. Речь идет не об ограничении жен­ ского репертуара и тем более не об отказе от него. Русский сибирский танец имеет не­ мало композиций, которые исполняются только женским составом. Они уходят коп­ иями в старый сибирский быт, когда муж­ чины, обычно зимой, отправлялись в город торговать, на заработки, или же на дли­ тельное время уходили на охоту. На фести­ вале было показано достаточно много таких номеров. Это местные вариации на тему ши­ роко известного хоровода «Березка», а так­ же различные пляски. И если «Березка» не вызывает возражений в смысле ее исполне­ ния только женским ансамблем, то в некото­ рых других номерах, как, например, в «Си­ бирской стукалочке» фердский ансамбль танца «Бердчаночка», балетмейстер В. Ко­ ролева) в отдельных композиционных и иг­ ровых моментах ощутимо недоставало муж­ ского состава, так как часть девушек вы­ нужденно выполняла роль «кавалеров». По-видимому, решение этого вопроса следует начинать со школьных и детских кружков. * * * Идея ежегодной организации «Сибирских посиделок» заслуживает всяческой поддерж­ ки и одобрения. Это окажет значительную ♦

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2