Сибирские огни, 1975, №9
А. ФОМИН мый сильный коллектив фестиваля —ан самбль песни и танца Ордынского районного Дома культуры—показал постановки, пре имущественно заимствованные у других коллективов. В репертуаре коллектива могут быть но мера, перенесенные «з других ансамблей и хоров, уже завоевавшие широкую популяр ность и известность, но тогда нужно точнее следовать оригиналу в общей композиции, технологии движений, в музыкальном сопро вождении, костюмах. И если уже вносятся какие-либо изменения в чужую постановку, то делать их нужно творчески, с большим уважением к автору хореографии, так, что бы не исказился характер танца. Самодея тельный коллектив, взявший в репертуар по становку с .профессиональной сцены, факти чески утверждает возможность демонстра ции такого же высокого танцевального и актерского мастерства, берет на себя слож ные эстетические задачи. Два коллектива —Доволенсгий и Тогучин- ский районные Дома культуры — показали «Валенки» балетмейстера М. Годенко из ре пертуара Красноярского ансамбля та.нца Сибири. Версии самодеятельных артистов зна чительно изменены по количеству исполните лей,то композиции и костюмам. Сокращение в половину участников танца обеднило про странственный строй номера, снизило его эмоциональный заряд, а доволенцы, имея более интересные и яркие, чем тогучинцы, костюмы, скомпрометировали само название танца, исполняя его -в... сапожках. Но даже и удачные переносы профессиональных но меров не снимают .ответственности за созда ние коллективов с оригинальным творческим лицом. А появятся такие коллективы при условии, если творческая практика будет смелее опираться на подлинно народные ис точники. Вот тогда-то произойдет и обрат ная связь —самодеятельность будет оказы вать на профессиональное искусство более активное влияние. В связи с этим встает вопрос о художни ках танца, хорошо знающих сибирскую фольклорную хореографию и умело владею щих методами ее интерпретации. Новосибирскому культурно-просветитель ному училищу, ведущему подготовку руко водителей танцевальных коллективов пре имущественно в областном масштабе, каза лось бы, давно следовало обратить внима ние на сибирскую хореографию и всячески способствовать ее процветанию. Однако учебные программы, утвержден ные Министерством культуры РСФСР, пе регружены различными предметами обще образовательного характера, в результате чего специальным дисциплинам отводится слишком мало времени. При этом следует учитывать слабую хореографическую под готовку поступающих в культурно-просве тительное училище. Кроме того, в учебных программах не уделено достаточно внимания изучению ме стного танцевального фольклора, его пропа ганде. Вот и получается, что молодой спе циалист, приезжая работать в клуб, не име ет ясного представления о сибирском тан це, его характерных чертах и особенностях. Отсюда и рождаются хореографические но мера так называемого «общерусского» характера. Выпускник культурно-просветительного училища, бесспорно, должен обладать опре деленными знаниями в области классическо го и народного танца, хореографической композиции и во многом другом, но народ ный танец Сибири должен стать для буду щего балетмейстера важным предметом его творчества. * * * Представленный на «Сибирских посидел ках» репертуар показал, что во многих тан цевальных коллективах области заметно ос лаб интерес к старинным обрядам, играм. За исключением удачной постановки балет мейстера Л. Мамоновой «Ночь перед рожде ством», других .работ этого направления по казано не было. Внимание хореографов за кономерно все чаще перекФочается на рас крытие духовного мира человека, на воспе вание его жизнеутверждающего характера. Такие композиции, отражающие современ ную действительность, крайне нужны само деятельной и профессиональной сцене. Одна ко это вовсе не означает, что балетмейстер ский поиск должен идти только в этом на правлении, минуя другие. Такие колоритные и исторически сложившиеся народные празд ники, как проводы масленицы с забавными ряжеными, весенние игрища, калейдоскоп зимних увеселений, величальный свадебный обряд и многие другие, по-прежнему, не смотря на неоднократные обращения к ним разных мастеров танца, таят в себе заряд исключительного оптимизма, чистоты и це ломудрия в отношениях между парнями и девушками. Нужно только увидеть их са мобытную прелесть взглядом художника и достойно воплотить хореографическими средствами. Балетмейстерское искусство народного танца не-замыкается лишь сферой традиций, какими бы замечательными они ни были, оно ищет новые пути художественных обобще ний, впитывает ценные достижения других видов искусств, таких, как кино, живопись, драматический театр (а также и спорт). Особенно велико влияние на народный та нец классического балета, самого высокораз витого из-хореографических жанров. Способ ность к поэтическим обобщениям, компози ционная стройность и принципы полифониче ского многоголосия —это лишь отдельные узловые моменты, на которые руководите лям коллективов народного танца нужно об ратить серьезное внимание. Наряду - с игровыми, жанровыми поста новками, плясками и хороводами, где танец выступает в роли эмоционального выраже ния радости, веселья, г.русти и других наст роений, заметную роль начинают играть композиции, также основанные на народ ном танце, «о несущие в себе ассоциатив ную, аллегорическую мысль.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2