Сибирские огни, 1975, №9

А. ФОМИН мый сильный коллектив фестиваля —ан­ самбль песни и танца Ордынского районного Дома культуры—показал постановки, пре­ имущественно заимствованные у других коллективов. В репертуаре коллектива могут быть но­ мера, перенесенные «з других ансамблей и хоров, уже завоевавшие широкую популяр­ ность и известность, но тогда нужно точнее следовать оригиналу в общей композиции, технологии движений, в музыкальном сопро­ вождении, костюмах. И если уже вносятся какие-либо изменения в чужую постановку, то делать их нужно творчески, с большим уважением к автору хореографии, так, что­ бы не исказился характер танца. Самодея­ тельный коллектив, взявший в репертуар по­ становку с .профессиональной сцены, факти­ чески утверждает возможность демонстра­ ции такого же высокого танцевального и актерского мастерства, берет на себя слож­ ные эстетические задачи. Два коллектива —Доволенсгий и Тогучин- ский районные Дома культуры — показали «Валенки» балетмейстера М. Годенко из ре­ пертуара Красноярского ансамбля та.нца Сибири. Версии самодеятельных артистов зна­ чительно изменены по количеству исполните­ лей,то композиции и костюмам. Сокращение в половину участников танца обеднило про­ странственный строй номера, снизило его эмоциональный заряд, а доволенцы, имея более интересные и яркие, чем тогучинцы, костюмы, скомпрометировали само название танца, исполняя его -в... сапожках. Но даже и удачные переносы профессиональных но­ меров не снимают .ответственности за созда­ ние коллективов с оригинальным творческим лицом. А появятся такие коллективы при условии, если творческая практика будет смелее опираться на подлинно народные ис­ точники. Вот тогда-то произойдет и обрат­ ная связь —самодеятельность будет оказы­ вать на профессиональное искусство более активное влияние. В связи с этим встает вопрос о художни­ ках танца, хорошо знающих сибирскую фольклорную хореографию и умело владею­ щих методами ее интерпретации. Новосибирскому культурно-просветитель­ ному училищу, ведущему подготовку руко­ водителей танцевальных коллективов пре­ имущественно в областном масштабе, каза­ лось бы, давно следовало обратить внима­ ние на сибирскую хореографию и всячески способствовать ее процветанию. Однако учебные программы, утвержден­ ные Министерством культуры РСФСР, пе­ регружены различными предметами обще­ образовательного характера, в результате чего специальным дисциплинам отводится слишком мало времени. При этом следует учитывать слабую хореографическую под­ готовку поступающих в культурно-просве­ тительное училище. Кроме того, в учебных программах не уделено достаточно внимания изучению ме­ стного танцевального фольклора, его пропа­ ганде. Вот и получается, что молодой спе­ циалист, приезжая работать в клуб, не име­ ет ясного представления о сибирском тан­ це, его характерных чертах и особенностях. Отсюда и рождаются хореографические но­ мера так называемого «общерусского» характера. Выпускник культурно-просветительного училища, бесспорно, должен обладать опре­ деленными знаниями в области классическо­ го и народного танца, хореографической композиции и во многом другом, но народ­ ный танец Сибири должен стать для буду­ щего балетмейстера важным предметом его творчества. * * * Представленный на «Сибирских посидел­ ках» репертуар показал, что во многих тан­ цевальных коллективах области заметно ос­ лаб интерес к старинным обрядам, играм. За исключением удачной постановки балет­ мейстера Л. Мамоновой «Ночь перед рожде­ ством», других .работ этого направления по­ казано не было. Внимание хореографов за­ кономерно все чаще перекФочается на рас­ крытие духовного мира человека, на воспе­ вание его жизнеутверждающего характера. Такие композиции, отражающие современ­ ную действительность, крайне нужны само­ деятельной и профессиональной сцене. Одна­ ко это вовсе не означает, что балетмейстер­ ский поиск должен идти только в этом на­ правлении, минуя другие. Такие колоритные и исторически сложившиеся народные празд­ ники, как проводы масленицы с забавными ряжеными, весенние игрища, калейдоскоп зимних увеселений, величальный свадебный обряд и многие другие, по-прежнему, не­ смотря на неоднократные обращения к ним разных мастеров танца, таят в себе заряд исключительного оптимизма, чистоты и це­ ломудрия в отношениях между парнями и девушками. Нужно только увидеть их са­ мобытную прелесть взглядом художника и достойно воплотить хореографическими средствами. Балетмейстерское искусство народного танца не-замыкается лишь сферой традиций, какими бы замечательными они ни были, оно ищет новые пути художественных обобще­ ний, впитывает ценные достижения других видов искусств, таких, как кино, живопись, драматический театр (а также и спорт). Особенно велико влияние на народный та­ нец классического балета, самого высокораз­ витого из-хореографических жанров. Способ­ ность к поэтическим обобщениям, компози­ ционная стройность и принципы полифониче­ ского многоголосия —это лишь отдельные узловые моменты, на которые руководите­ лям коллективов народного танца нужно об­ ратить серьезное внимание. Наряду - с игровыми, жанровыми поста­ новками, плясками и хороводами, где танец выступает в роли эмоционального выраже­ ния радости, веселья, г.русти и других наст­ роений, заметную роль начинают играть композиции, также основанные на народ­ ном танце, «о несущие в себе ассоциатив­ ную, аллегорическую мысль.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2