Сибирские огни, 1975, №9
170 А. ФОМИН ках М. Годенко из репертуара Красноярско го государственного ансамбля танца Сиби ри, записанных А. Мельником, ощущается страстное желание балетмейстера активизи ровать фольклорное начало приметами со временности, эмоциональными характерами нашего времени. В «Танцах Сибири» отсут ствуют прямые указания на конкретные фольклорные и этнографические источники. Они словно растворились в постановках Го денко, передав им свои качественные особен ности. Статья И. Слуцкера —«Русские на родные пляски» —ценна, скорее, общей по становкой вопроса, нежели его разработкой с практических или теоретических позиций. Автор опирается на очень скромный факти ческий материал, чтобы сделать какие-ли бо выводы, поэтому он ограничивает свою задачу в основном пересказом сюжетов ста ринных плясок (к сожалению, не указывая на пластические и композиционные средства, которыми они воплощались), их разделени ем на охотничий и бытовой циклы и приве дением нотных примеров отдельных забай кальских танцев. В памяти многих живо балетмейстерское творчество Б. Н. Бурмакина, по существу, зачинателя-пропагандиста русского сибир ского народного танца на профессио нальной сцене, чья деятельность про ходила в основном в Новосибирске. Его танцевальные постановки «Сибир ская подгорная», «Сибирская зимушка», «По плашке» и другие по сей день украшают ре пертуар государственного Сибирского на- юдного хора, являются бесценным фондом 1 гордостью коллектива. Природный и са мобытный талант, как никто другой знавший и чувствовавший природу русского сибир ского народного танца, Бурмакин оказался скованным длительной болезнью. Творческий опыт этого художника не обобщен, хотя его влияние продолжает прослеживаться в рабо те некоторых танцевальных коллективов, выходящих за пределы области. Других ма стеров танца, так глубоко знающих и мас терски владеющих секретами сибирской фольклорной хореографии, сейчас назвать трудно. Русский танец Сибири,,Каков он, в чем его отличительные особенности? Этот вопрос остро встает в связи с тем, что за послед нее время в различных самодеятельных и профессиональных коллективах все чаще по являются постановки общерусские по харак теру, в которых особенности местного коло рита нивелируются до такой степени, что трудно определить, где же родословная танца. Можно привести немало примеров, когда из одного ансамбля в другой перено сятся стандартные трюки, неоправданно ис пользуются привлекательные музыкальные темы. Не избежали подобного увлечения и некоторые танцевальные коллективы обла сти. Например, инородным звеном оказалась в «Чулымских завлекашах» попевка «Ми лый чо», взятая у Уральского народного хора. Чтобы лучше разобраться в истоках и ха рактере сибирской народной хореографии, обратимся к истории. Если в XIX в. Сибирь действительно стала краем ссылок, местом каторги для многих прогрессивно настроен ных людей разных национальностей, среди которых преобладали руоские, то раньше, в XVII—XVIII вв., в Сибирь шли ® основном добровольно. Переселенцы были здесь более свободны, чем в европейской части России, в выборе занятий и места жительства. От сутствие в Сибири помещичьего землевладе ния способствовало продвижению выходцев из народа в управленческий аппарат, куль туру, искусство. Укоренилось ошибочное мнение, будто Си бирь в прошлом —•край сплошной неграмот ности и бескультурья. Это неверно. Напри мер, в Сибири драматический театр возник в XVIII в., а по репертуару и его разнооб разию он приближался к уровню театров центральной России, причем, пьесы прогрес сивного характера занимали в сибирских те атральных коллективах ведущее место. В те же времена происходила обостренная борьба и в сибирской живописи между рели гиозным и светским воззрением, которая привела к выделению светского начала. Аналогичная картина наблюдается и в области просвещения. Образование в Сиби ри, ограниченное жестокой системой эксплу атации, развивалось медленно, как и во всей старой России. Однако уже первые русские переселенцы, пришедшие преимуще ственно из Поморья, 'отличались довольно высокой образованностью. Они-то и высту пили в качестве первых просветителей раз личных категорий сибирского населения, и в дальнейшем поддерживая достаточно ка чественный уровень образования своих де тей и детей крестьян, служилых людей1. Си бирский народный танец наверняка впиты вал живительные соки культуры и искусст ва и не мог быть примитивным, как о нем принято думать. Русский танец Сибири как фольклорный, так и сценический един с русским танцем европейской части России в широте движе ния души, в ее эмоциональном размахе. Он может быть хороводно-замедленным и сте пенно-важным, кадрильно-быстрым и зажи гательно-огневым. Как и в европейской Рос сии, сибирский танец сопровождается не сложным по мелодике гармонным наигры шем из одной или нескольких частей, куда могут вплетаться песенные или частушечные партии хора и солистов, а также народные инструменты — балалайка, рожок и др. Му зыкальное сопровождение танцев, соответст венно их частям, имеет обычно квадратную структуру по четыре, восемь тактов двух дольного или четырехдольного размера. Танцевально-песенное творчество сибиря ков особенно слитно проявилось в свадебных обрядах. В этом сложном ритуале было до» 1 А. Н. К о п ы л о в . Очерки культурной жизни Сибири XVII — начала XIX в. Новосибирск. «Наука», Сиб. отд-ние, 1974: П. Г. М а- л я р е в с к и й . Очерк из истории театральной культуры Сибири. Иркутск, 1957; С. Г. Л а н д а у . Из истории Омского драматического театра (1765—1946 гг.). Омск, 1950: Л. Н. Ш е в ч у к , И. А. Б о р о в с к и й. Из истории музыкальной культуры Иркутска до Великой Октябрьской социалистической революции (конец XVIII в,— 1912 г.) — «Научно-методические записки Новосибирской консерватории». Вып. 5. Новосибирск. 1970.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2