Сибирские огни, 1975, №9

ИСКУССТВО А. Фомин РУССКИЙ ТАНЕЦ СИБИРИ Первый Всесоюзный фестиваль самодея­ тельного художественного творчества, кото­ рый недавно начался и завершится в 1977 году,—новое свидетельство расцвета искус­ ства широчайших масс. Одно из звеньев этого массового праздника —фестиваль на­ родного танца «Сибирские посиделки», впер­ вые организованный Новосибирским област­ ным Домом народного творчества. Он при­ мечателен, пожалуй, прежде всего тем, что тут проявляется повышенный интерес к ме­ стному народному танцевальному творчест­ ву. Праздник заставил задуматься над при­ родой русского сибирского танца, его исто­ рическими 1особенностями и проблемами. Танцевальные коллективы продемонстри­ ровали разнообразные хореографические формы —хороводы, кадрили, композиции, отражающие красоту и поэтику сибирского края, а также историко-революционную и со­ временную темы. В заключительном концер­ те все они слились в мажорном, радостном потоке. Руководители танцевальных коллективов Наталия Булгакова, Валентина Воробьева, Нелля Горбунова, Зинаида Ермакова, Лидия Кирьянова, Ирина Королева, Вера Макеева, Надежда Сераева, Борис Арапкин, Виктор Фомин и их воспитанники приложили нема­ ло сил и таланта при подготовке к фестива­ лю, их труд получил достойную оценку. «Сибирские посиделки» закономерны и очень своевременны. Закономерны потому, что за последнее время интерес к народно­ му танцу значительно возрос, а своевремен­ ность первого областного фестиваля русско­ го народного танца Сибири определяется фактом неизученносги народной хореогра­ фии нашего края. Периодически организуемые Институтом истории, филологии и философии СО АН СССР, Сибирским народным хором, област­ ным Домом народного творчества, консерва­ торией, педагогическим институтом, этногра­ фические и фольклорные экспедиции накопи­ ли существенный и интересный материал, но, к сожалению, раздел' хореографии в нем фактически отсутствует. Случилось это в ос­ новном потому, что хореографы не участ­ вовали в экспедиционных работах, а также из-за специфических трудностей в записи танца. Поэтому народное творчество Сибири в большей степени представлено в собраниях всех названных учреждений одеждой, музы­ кально-литературными записями песен, ча­ стушек, сказов, обрядов, которые представ­ ляют несомненный интерес и для специали- стов-хореографов. Однако специально -рус­ скому сибирскому танцу посвящены пока все,го две скромных брошюры, представляю­ щие практические пособия для танцевальных коллективов. Да в одном из сборников есть краткая статья1. Название работы Э. Филиппова—«Рус­ ские народные танцы Иркутской области»— говорит само за себя: автор записал и обра­ ботал для сценического исполнения некото­ рые фольклорные танцы, проделал большую работу по уя-снению областных особенностей танца и его популяризации. Заслуживает внимания его попытка взглянуть на сибир­ ские танцы и старинные сибирские хороводы в историческом аспекте. Книга М Голенко и А. Мельника, также преследуя цель прак­ тической помощи хореографам, имеет не­ сколько другой склад. В четырех постанов1 Э. К. Ф и л и п п о в . Русские народные танцы Иркутской области. Иркутск, Вост.-Сиб. кн. изд., 1965; М. С. Г о д е н к о. А. И. Ме л ь н и к . Танцы Сибири (из репертуара государственного Красноярского ансамбля танца Сибири). Красноярск. Красноярское кн. изд., 1968; И. И. С л у ц к е р. Русские народные пляски. В сб.: «Быт и искусство русского населения Восточной Сибири». Ч. 11. Забайкалье. Новосибирск. «Наука». Сиб от-ние, 1975.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2