Сибирские огни, 1975, №9
ИСКУССТВО А. Фомин РУССКИЙ ТАНЕЦ СИБИРИ Первый Всесоюзный фестиваль самодея тельного художественного творчества, кото рый недавно начался и завершится в 1977 году,—новое свидетельство расцвета искус ства широчайших масс. Одно из звеньев этого массового праздника —фестиваль на родного танца «Сибирские посиделки», впер вые организованный Новосибирским област ным Домом народного творчества. Он при мечателен, пожалуй, прежде всего тем, что тут проявляется повышенный интерес к ме стному народному танцевальному творчест ву. Праздник заставил задуматься над при родой русского сибирского танца, его исто рическими 1особенностями и проблемами. Танцевальные коллективы продемонстри ровали разнообразные хореографические формы —хороводы, кадрили, композиции, отражающие красоту и поэтику сибирского края, а также историко-революционную и со временную темы. В заключительном концер те все они слились в мажорном, радостном потоке. Руководители танцевальных коллективов Наталия Булгакова, Валентина Воробьева, Нелля Горбунова, Зинаида Ермакова, Лидия Кирьянова, Ирина Королева, Вера Макеева, Надежда Сераева, Борис Арапкин, Виктор Фомин и их воспитанники приложили нема ло сил и таланта при подготовке к фестива лю, их труд получил достойную оценку. «Сибирские посиделки» закономерны и очень своевременны. Закономерны потому, что за последнее время интерес к народно му танцу значительно возрос, а своевремен ность первого областного фестиваля русско го народного танца Сибири определяется фактом неизученносги народной хореогра фии нашего края. Периодически организуемые Институтом истории, филологии и философии СО АН СССР, Сибирским народным хором, област ным Домом народного творчества, консерва торией, педагогическим институтом, этногра фические и фольклорные экспедиции накопи ли существенный и интересный материал, но, к сожалению, раздел' хореографии в нем фактически отсутствует. Случилось это в ос новном потому, что хореографы не участ вовали в экспедиционных работах, а также из-за специфических трудностей в записи танца. Поэтому народное творчество Сибири в большей степени представлено в собраниях всех названных учреждений одеждой, музы кально-литературными записями песен, ча стушек, сказов, обрядов, которые представ ляют несомненный интерес и для специали- стов-хореографов. Однако специально -рус скому сибирскому танцу посвящены пока все,го две скромных брошюры, представляю щие практические пособия для танцевальных коллективов. Да в одном из сборников есть краткая статья1. Название работы Э. Филиппова—«Рус ские народные танцы Иркутской области»— говорит само за себя: автор записал и обра ботал для сценического исполнения некото рые фольклорные танцы, проделал большую работу по уя-снению областных особенностей танца и его популяризации. Заслуживает внимания его попытка взглянуть на сибир ские танцы и старинные сибирские хороводы в историческом аспекте. Книга М Голенко и А. Мельника, также преследуя цель прак тической помощи хореографам, имеет не сколько другой склад. В четырех постанов1 Э. К. Ф и л и п п о в . Русские народные танцы Иркутской области. Иркутск, Вост.-Сиб. кн. изд., 1965; М. С. Г о д е н к о. А. И. Ме л ь н и к . Танцы Сибири (из репертуара государственного Красноярского ансамбля танца Сибири). Красноярск. Красноярское кн. изд., 1968; И. И. С л у ц к е р. Русские народные пляски. В сб.: «Быт и искусство русского населения Восточной Сибири». Ч. 11. Забайкалье. Новосибирск. «Наука». Сиб от-ние, 1975.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2