Сибирские огни, 1975, №9
166 ВЛАДИМИР КАНТОРОВИЧ этом наиболее общие представления о чита теле (мысленные, а часто материализован ные в оанее приходивших письмах) диффе- ренцируишсн и конкретизируются в непос редственной связи с «Я-образом» каждого писателя. «Свой» читатель представляется автору как бы продолжением собственного творческого облика. Конечно, разные типы читателей отклика ются своими письмами на книги «лириков» и «душеустроителей», «социальных писате лей» и «проблемистов», «любителей приро ды» и «краеведов» и т. д. и т. п. Замечу, что «областники» или авторы серьезных путе вых очерков, постоянно пишущие о родных местах, имеют свой круг корреспондентов — знатоков и ревнителей края, его истории, авторов восторженных, дотошных, а подчас и придирчивых, писем. Но, мало того, каждый читатель —лич ность, и в то же время представляет опреде ленные слои и группы читателей. Мудрый разговор с читателем ведет А. Твардовский. Он называет его и другом, и высшим судией. Но... ...и тебя не прочу в боги. Лепить не буду новый культ. Ты тоже — всякий на поверку. Бываешь — мало ли какой... «...И лучший друг надежный, Наставник строгий и отец... и льстец неосторожный, и вредный, к случаю, квасец, « крайний сла бостям потатчик, и на расправу больно скор, и сам начетчик и цитатчик, и не судья, а прокурор...» Да, и такой ты есть, и всякий. Но счастлив я, что ты, брат, есть| Не запропал, не стал дитятей. Что наша маменька-печать Ласкает, тешась: — Ах, читатель. Ах. как ты вырос — не достать! Сама пасет тебя тревожно (И уморить могла б любя): Ах, то-то нужно, то-то можно. А то-то вредно для тебя... Так как же не орожить о щением со все ми этими разновидностями читателей! Ведь читательские письма — одна из форм связей писателя со своей аудиторией: это ценней шие документы для социального и социаль но-психологического анализа общества, для построения реальной типологии читателей: «...ты тоже —всякий на поверку...», «но счастлив я, что ты, брат, есть!» И еще поучительный пример —почта, по ступившая в ответ на «опыт документально го рассказа» В. Шукшина «Кляуза», пере печатанный «Литературной газетой» из журнала «Аврора». Прочитавшие рассказ наверняка запомнили его: это запись писа теля о том, как он подвергся грубому, пря мо-таки хамскому обращению и произволу со стороны женщины-вахтера больницы. До веденный до, отчаяния, с сознанием, что «на ступил конец» (он пишет: сам не знаю—-че го? но—«конец») больной писатель в пи- жа\:е и тапочках выбежал на мороз и уехал домой. Эта ситуация, как увидим дальше, облечена все же в литературную форму, и отклики читателей показались мне заслужи вающими разбора, как документы, снова свидетельствующие, что один и тот же рас сказ воспринимается читателями различно. Задумываешься, какие причины вызвали то или другое крайнее, даже явно несправедли вое суждение. «Кляуза» стала предпоследней прижизнен ной публикацией Василия Шукшина. Редак ция «Литературной газеты» дала мне по знакомиться с письмами-откликами на «опыт документального рассказа» за неделю до внезапной, трагической гибели писателя. Почта по «Кляузе» еще только накаплива лась и обрабатывалась, ее. еще не успели отослать автору. Теперь остается строить догадки, как отозвался фы на разноголосицу в читательских письмах сам В. Шукшин, пи сатель, чье творчество ни одному из крити ков (я не представляю исключения) не уда лось «запрограммировать» —он продолжал стремительно развиваться, он был оптими стической надеждой нашей литературы. Я обратился к почте, вызванной «Кляу зой», в поисках новых доказательств обще ственной значимости читательских откликов, вызванных произведениями художникоз; комментируемые мною письма к Василию Шукшину дают возможность заглянуть в разные уголки нашего общества. Именно поэтому я ничего не изменяю в написанных тогда (еще при жизни писате ля) строках. В 24 письмах из 30 подхвачена тема, под нятая Шукшиным: о борьбе с грубостью и произволом обслуживающего персонала. Чи- . татели, каждый по-своему, возмущаются беспричинным хамством, добавляют собст венные наблюдения и факты, размышляют над этим злом, причинами его распростране ния, способами воздействия на нарушителей. Нет ни малейшего сомнения —тема акту альнейшая! Здесь, однако, я коснусь пре имущественно тех 5—б писем, которые от клоняются от общего направления и свиде тельствуют о непредвиденных реакциях не которых читателей. Однако, пусть и вполне документальная, привязанная к личности самого писателя Шукшина, запись событий все же —рассказ. Поэтому коснусь сначала читательских от кликов не на гражданский сюжет сам по себе, а на фрагменты безусловно литератур ного звучания. 1 Целый столбец автор посвятил тому, что лица женщины, которая его на протяжении дня оскорбляла, довела до отчаяния, кото рую временами ненавидел —он не запомнил. На этот мотив рассказа откликнулись не сколько читателей. Приведу два крайних суждения. Вот слова инженера-корабела из Ленин града: «Насколько я понял, самым тяжелым для тебя в этой истории оказалось [то, что ты не мог] припомнить лицо хамства. Это же просто. И напрасно ты ищешь [в памя ти] зловещую бородавку. Нет ее. Вот в чем самое большое зло». И рядом другой чита тель, женщина, оговорившись, что почитает многогранный талант В. Шукшина, но знает,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2