Сибирские огни, 1975, №9
ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ПИСЬМА 165 пор мы читали роман в письма* к нему Ма рины Цветаевой, его письма к Мандельшта му и др. Так, может быть, уменьшилась ка тегоричность тех, прежних утверждений Пастернака? Но есть еще одна категория писем от «своих», самых квалифицированных читате лей (и другие формы' общения с ними) — от собратьев по перу, от ученых. Конечно, эти письма могут быть и критическими. Марк Поповский как-то прочитал на соб рании очеркистов письма ученого, высказав шего критические мысли именно о научно художественном жанре, в котором работает писатель. «Героическое Лев Толстой пока зывал на фоне будничного, — размышлял ученый.—Николай Ростов отлично воевал с первых дней вторжения Наполеона и, тем не менее, с величайшим удовольствием при нял командировку в тыл, в Воронеж, за ре монтом для дивизии, и не скрывал этого, и его хорошо понимали товарищи. Вот этим правдивым показом будней страшного вре мени, когда Россия была до половины заво евана, и жители Москвы бежали в дальние губернии, и ополчение за ополчением под нималось на защиту отечества, роман Тол стого силен, и так не похож на него «Рос- лавлеа или Русские в 1812 году». Между тем, из книг современных авторов, расска зывающих о подвигах ученых, о самой ат мосфере научного подвига, б уд н и подчас исчезают... Вот почему, — заключает кор респондент М. Поповского,—в них так си лен Голливуд». Другой очеркист получил такое письмо от писателя-профессионала (воспроизвожу из него несколько строк): «Как хотите называйте свои очерки, ссылайтесь на академика Лихачева, говоря о смешении жанров. Думайте о ,своих очер ках, как Вам заблагорассудится. Я же по просту, по-читательски, нахожу их прекрас ными открытиями и для души, и для ума... Вы сказали очень-очень много в своей книге, сказали такое, что крайне необходимо знать, знать и делать выводы, может быть, выво ды гоударстваиные, общественные. Мне бы хотелось, чтобы Вашу книгу прочли люди, которым народ доверил б.разды правления. Всем, кто отвечает за дела страны, произ водства, общества в целом,—.очень полезно поразмыслить над Вашей книгой. Может быть, нам, литераторам, еще полезней, чем кому бы то ни было. Ведь когда Вы упре каете литераторов в создании непроду манной нравственной атмосферы вокруг различных сфер труда, Вы совершенно правы...» Тысячи документов, сохраненных истори ей литературы, говорят о том, как тесно связывались судьбы художников, какую ценность для культуры приобрела переписка между ними. И так же, как в потоке лите ратуры, звучат не только голоса гениев, так (в еще большей степени) исключительный интерес для общества приобретают подчас письма к художникам куда меньшего та ланта. Произведения их забыты, а письма к ним, как и написанные ими, звучат поны не как выразительные документы духовной культуры своего времени. И неудивительно, что читатели художе ственных произведений занимают большое место в писательских помыслах. , Я проглядел одиннадцатые номера двух критических журналов за 1974 год. Литера торы (включая критиков), как правило, придают огромное значение читательским письмам, через которые осуществляется обратная связь: писатель —читатель — писатель. В «Литературном обозрении» (в одном номере!) в шести статьях и публикациях я обнаружил упоминания о читательских письмах. Да не упоминания только! В од них случаях приводится, подборка самих пи сем; в других говорится о роли писем чита телей в творчестве авторов, которым они адресовались. Речь шла о Виталии Закрут- кине, Леониде Мартынове, Григории Медын ском, Ал. Кушнере; в дельной статье Л. Ро шаля о документальном кино комментиро вался один из фильмов, озаглавленный: «Письмо в газету». В свою очередь, в № 11 «Вопросов лите ратуры» из четырех интервью и сообщений, помещенных под рубрикой «В творческой мастерской», три уделяют немалое место прямым (письменным) связям читателей с писателями. В. Астафьев напоминает слова Л. Толстого: писатель должен ориентиро ваться на самого умного читателя. И добав ляет от себя: по письмам, поступающим от «своих» читателей, он считает их «очень ум ными людьми». Украинская писательница Ирина Вильде озаглавила свое выступление «Лицом к лицу с читателем». Она предуп реждает: пренебрегать читательскими письмами нельзя, «в них в какой-то степени запечатлен духовный опыт народа, они не только свидетельствуют о возросшем его культурном уровне, но и являются доказа тельством гражданской активности —и ча ще всего, подтверждают это письма крити ческого содержания». Наблюдения, сделанные при помощи двух ноябрьских книжек критических журналов, отнюдь не случайные. Два социолога. О. Маслова и В. Шляпентох, изучив 148 чи тательских высказываний на протяжении трех лет, пришли к такому выводу. Образ читателя, партнера по литературно му процессу, неизменно присутствует в соз нании писателя. Этот образ неотделим от представления автора о фактическом или ожидаемом поведении читателя. /Социологи выписали перечень глаголов, которыми пользуются писатели в своих выступлениях, представляя себе реакции читателя: он... ин тересуется, требует, доискивается, не пони мает, клеймит, недоумевает, отказывается, ругает, поправляет, критикует, волнуется, затрудняется, реагирует, сострадает, сопере живает, верит, у него замирает сердце, он плачет навзрыд, хохочет до слез, засыпает и т. д. Традиционное представление об от решенной тишине, царящей в творческой ла боратории писателя, оказывается весьма об манчивым. Эта тишина насыщена динамич ным и острым взаимодействием участников литературного процесса, отраженным в соз нании писателя и в существенной мере вли яющим на его творческие решения. При
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2