Сибирские огни, 1975, №9
164 ВЛАДИМИР КАНТОРОВИЧ из Братска,—и всегда с жадностью набра сываюсь на такие вещи... за то, что они правдивы. Сейчас только кончил читать «Ледовую книгу» Смуула. Умный автор, ни где не чувствуется фальши, много мыслей, По-видимому, именно очерк дает возмож ность свободно говорить о многом, самом важном». «Очерк — вовсе не милый, удачливый па рень. Он весь в шишках и ссадинах. Его чи тать всегда труднее, чем повесть. Ведь очерк вторгается в жизнь. Он показывает прогрес сивное, дерется оо старым. Из всего этого в жизни рождается новое. А новое всегда горячее, к нему незащищенной рукой не прикоснешься» (письмо оглашено писателем В. Величко, запись моя, на слух). «...Очерк — великий трудяга, за это я люблю и уважаю его. Сколько знаний надо было иметь, сколько чего увидеть, а из уви денного отбросить, чтобы то, что попало в хороший очерк, дало бы представление о жизни» (письмо имеет московский штамп). «Самое главное достоинство, что вы паше те по целине и не только прокладываете бо розду, но и сами собираете урожай... Очеок силен той деликатностью, за которой есть сила убеждений и которая позволяет гово рить о самых острых вещах спокойно я муд ро, сплетая воедино неопровержимость эко номических выкладок и сложность человече ских характеров» (выступление на чита тельской конференции). «Книга нужна,—пишет за.в. кафедрой ли тературы педагогического института,— она вы зы вает на разм ы ш лен и я. Собственно, в этом и заключается задача очеркиста — подтолкнуть мысль читателя, заставить его внимательно оглянуться вокруг себя». Может быть, мы, очеркисты, пристрастны, но от подлинного читателя очерка мы не ждем наивных возражений неискушенного «очевидца», возмущающегося мелкими не совпадениями художественной прозы с прав дой «протокольной». Виктор Стариков, рабочий из бригады эк скаваторщика Б. Коваленко, по-видимому, отлично разбирается в сущности литератур ных произведений, когда высказывает в письме к Е. Микулиной, автору очерка «Че ловек как он есть», такую справедливую мысль: «Замечательный очерк! Сила! Я рад, что в очерке все действующие лица описаны та кие, как они есть, я имею в виду главных лиц... думаю, что не имеет значен и я д о с л о в но ск а за н н о е тем или д р у ги м лицом . Глав ное — основные факты». Все мы, писатели, ждем откликов, чита тельской поддержки. И знаем — она много го стоит. Ведь мы часто выступаем по н ере ш енным вопросам действительности. А пись ма приходят и тогда, когда критика молчит, и позже их шлют —■независимо от мнения печати. Да и читательские письма не всегда звучат в унисон, так почти никогда не бы вает, у каждого человека свое мнение, свой опыт. Но даже возражения читателей часто идут впрок, подтверждая, что писатель на щупал какой-то нерв жизни. Сошлюсь и на личный писательский опыт. Скажем, очерки «Ты и вы», о достоинстве человека, который не хочет мириться с обычаем неравноправного тыканья, опубли кованные 15 лет назад в малотиражном журнале, вызвали поток взволнованных, не годующих писем. Последующие публикации отдельными книжками впитывали в себя все новые и новые читательские высказыва ния, далеко не всегда единодушные. В по следнем издании 1974 г. опубликовано, на пример, письмо А. Гончарова из г. Изюма, человека бывалого (он прошел дорогами войны), видать, необремененного грамотно стью, и тем не менее склонного прямо-таки к философским обобщениям. За тыканьем сверху он углядел другие дурные в нравст венном плане явления. Он так и пишет мне (сохраняю орфографию подлинника): «Мно гие факты нам вредят во всех отношениях Ты и Вы! Нужно вести с ними внутреннюю войну. Мы говорим: все для человека, а все еще можно привести много примеров, вред ных нам. Надо стать культурными во всем. Есть мера воспитания — прямо с люльки!» Автор письма исполнен чувства собственно го достоинства и не сомневается в своем праве, как равный равному, давать советы писателю. Приведя раличные наблюдения и факты, Афанасий Ильич заканчивает свое письмо так: «Вы непрячты их (неприятные факты). Говорите смелово. Ну, все у меня. Я вам много написал. Хорошо подумайте!» Последний мотив часто звучит в читатель ских письмах (это уже по поводу других книг). «Считаю, что этой книге,—пишет о другом очерковом произведении автотехник из Ленинграда,— вместе с «Районными буд нями» В. Овечкина —должно быть настоль ной книгой каждого советского человека, а уж экономистам, архитекторам, руководя щим работникам —всех чинов и званий — в обязательном порядке». Как эта читатель ская позиция отличается от частых случаев скептического отношения к мнению, выска зываемому литератором (конечно, если по следнее напечатано не в газете; на газетные публикации приказано «реагировать», «от кликаться»...)! В таких случаях невольно приходит «а память трактат Козьмы Прут кова: «Собственное мнение! Да разве мо жет быть собственное мнение у людей, не- удостоенных доверия начальства?! Откуда оно возьмртся? На чем основано? Если бы писатели знали что-то, их призвали бы к службе. Кто не служит, значит, недостоин. Стало быть, и слушать его нечего...». Вот все-таки какой прекрасный народ чи татели! Они-то считают литераторов людь ми достойны.ми, читают, выслушивают, письма им пишут. Я говорил о разных категориях читатель ских писем, о том, что едва ли не в каждом писателе живет интерес к этим письмам Исключение, если довериться его собствен ным словам, представлял Борис Пастернак. Он писал в 1927 году, что не понимает п ер е писки с читателем: «Выводя читателя из его загадочной неизвестности на скудный свет наших жалких самоистолкований, мы трехмерный мир автора, читателя и книги превращаем в плоскую иллюзию». Но с тех
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2