Сибирские огни, 1975, №9
ч и т ат ел ь ски е пи сьм а 159. жет быть, и в других, ранее прочитанных его произведениях. Книг, не отвечающих «системе их ожиданий» — по содержанию и в смысле эстетических и этических требо ваний, читатели этого типа, как правило, не читают, к так называемому «чтиву» отно сятся .враждебно. Последние признаки чита телей первого типа, видимо, свидетельству ют о том, что у них развит художественный вкус, хотя эту черту массового читателя с высшим типом восприятия Л. И. Беляева не считает нужным выделять. Наконец, сво бодная беседа с читателями выявила у выс шего их типа богатство лексики, круга по нятий, а также интонаций, мимики, жестов при изложении впечатлений от книги. Не сомненно, эти качества связаны с система тическим, серьезным чтением. Но тут как раз трудно разобраться —где причина, где следствие? Среди читателей высшего типа в исследовании Беляевой встречаешь лю дей не только без вузовского, но и без среднего образования; напротив, среди чи тателей с куда менее развитым (и даже просто неразвитым) восприятием художест венной литературы обнаруживаешь специа листов с высшим образованием. Беляева замечает по этому поводу, что школа часто дает лишь одностороннее развитие. Чтение .художественных произведений — весьма сложный процесс, он требует от чи тателей и высокой общей культуры, и раз витого эстетического восприятия, и навыков чтения, следовательно, на любом уровне — известного труда и творчества. Антиподом истинного любителя художественной книга, Читателя с большой буквы, становится тот, кто берет в руки книгу лишь для того, что бы «убить время». Творят литературу не одни гении; трассу художественной культуры немыслимо про ложить напрямик, от одной горной верши ны —к другой, в обход хребтов, подпираю щих высочайшие пики, горных склонов и лежащих меж ними высокогорных долин (такого рода история литературы стала уделом плохих школьных учебников). На Международном коллоквиуме по со циологии литературы (Брюссель, 1964) Ро бер Эскарпи огласил убийственные, на пер вый взгляд, цифры: 80% литературной про дукции предыдущего года и 99% каждого двадцатилетия — начисто забываются чита телями. Право на жизнь за этими предела ми обретают не более десяти книг из тыся чи, и только одна из них достигает «бес смертия». Но коллоквиум сформулировал и убедительный ответ тому наивному чита телю, который, узнав о печальной судьбе 999 книг из 1000, готов был бы воскликнуть; да кому же нужна эфемерная деятельность всех этих авторов — их труд, пот, вдохно венье (за пределами общего сочувствия оставлены халтурщики всех времен)?! Вот этот ответ: «Литературу создают все произведения, когда-то сыгравшие свою роль, а впоследствии как бы испарившие ся... Мы только тогда изучим ее, когда объ ектом исследования окажутся не только су перпроизведения, но и сублитература каж дой эпохи». Вообще, нельзя пренебрегать оплодотво ряющими связями, образующимися в лите ратурном потоке. Об этом мы могли прочесть у того же Л. С. Выготского: всякий автор получает от литературной традиции в гото вом виде многие элементы произведения: слова, фабулу, сюжетные перипетии, даже характеры. Новым для искусства фак том чаще является способ построения этих элементов. Ю. Лотман утверждал сходное: «Нова торство —не всегда изобретение нового. Противопоставление традициям поиска со провождается подчас в искусстве ссылками на истоки традиций». Литературный поток разрыхляет почву, создает тот культурый слой, на котором произрастают величайшие произведения. «Средние писатели», хотя им суждено дохо дить до потомков чаще всего в анонимной форме, —в свою эпоху, для своих современ ников, для ближайших поколений сыграли немалую роль. Это можно доказать ссыл кой на десятки томов большой и малой се рий «Библиотеки поэта». В этих книгах с большой полнотой восстановлен процесс развития поэзии. Какие взаимные оплодот ворения иаблюдались на протяжении веков! Сколько имен засияло вновь, каковы были предшественники прославленных поэтов, как плотна та поэтическая ткань (слово, образ, рифма, мысль, а в целом —жанр, стиль), которую создавали на протяжении сотен лет русские поэты разных индивидуально стей и уровней дарования. Все эти мысли высказаны здесь ради того, чтобы, в конечном счете, осветить значение читательских писем. Следует особо огово рить, что на читателей (следовательно, и ав торов писем) воздействует вся литература в целом, а не одни только ее гении. Так было всегда, тем более, что во все эпохи гении — ни Пушкин, ни Л. Толстой—не представи ли в этом смысле исключения, не были са мыми читаемыми писателями. Сегодня у так называемых «средних писателей», если взять их в совокупности, аудитория во мно го раз обширнее, чем у одного-двух-трех самых выдающихся авторов современности; но в том-то и дело, что литераторы каждой эпохи, по крайней мере передовые, тянут в единой упряжке. Обратные связи литературы с жизнью — это непрерывный, отнюдь не прямолиней ный, многоступенчатый, опосредствованный процесс. Наверно, за ним не менее слож но проследить, чем за отражением жизни искусством. Не могу назвать систематических иссле дований в этой сфере, если не 'Вспоминать о досадной практике времен «вульгарного со циологизма». Но по литературным и науч ным текстам разбросано много метких на блюдений о влиянии на общественное соз нание литературных героев, конфликтов, изображенных художниками, поднятых пи сателями нравственных проблем. Известно, например, что, вслед за опубли
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2