Сибирские огни, 1975, №9
158 ВЛАДИМИР КАНТОРОВИЧ тывать» их призваны работники, обладаю щие, по крайней мере, художественным вку сом. Но главное: не только аппарат газет ных «Бюро писем», а и литературные кри тики, историки, социологи не создали до сих пор удовлетворительной методологии для анализа столь своеобразного источника ху дожественной и социальной информации, каким может стать поток читательских пи сем, вызванных произведениями художест венной литературы. Не оставляет сомнений, что эти письма способны многое нам рассказать — и о чи тателях, и о писателях, и об обществе. В потоке писем предстанет перед нами ги гантский массив читательских индивидуаль. ностей, разные типы художественного вос приятия, своеобразие человеческого опыта, интересов, ожиданий. Но эта масса индивидуализированных, следующих к своим адресатам писем-откли ков как бы послужила светочувствительным материалом: возник эффект, которым умеют пользоваться фотографы-художники. После знакомства с такой почтой в облике каждо го писателя проступали те черты, которые и раньше были ему, наверное, присущи, но, отразившись в читательском зеркале, приоб рели более резкий, контрастный характер. Наконец, эти тысячи писем, расстекаю- щихся потоками и ручейками по различным писательским адресам, несут бесценную ин формацию о субструктуре общества, рб об щественном мнении, которое, в противопо ложность утверждениям проф. А. К. Уледо- ва *, допускает разные суждения, а не отли вается в единый, да еще неподвижный, сте реотип; яри глобальном анализе эти раз личия часто остаются в тени или просто игнорируются. Весь вопрос в том, как прочесть читатель ские письма, какой принцип выборки при менить, что именно сделать объектом на блюдения, что рассматривать как объектив, ное свидетельство о современном обществе. Самая постановка таких вопросов требует предварительного прояснения некоторых проблем, относящихся к сфере с о ц и о л о гии чтения. О читательском сотворчестве мы могли прочесть у Алексея Толстого: художник за ряжен лишь однополой силой. Для потока творчества насущно необходим второй по люс —- вниматель, сопереживатель. Чита тель — составная часть искусства, автор хо чет перекинуть к нему волшебную дугу. И если у читателя развита способность к художественному восприятию, если то, что несет в себе талантливое произведение, отвечает его ожиданиям («установке», ска жем мы, следуя за отечественным психоло гом Д. Н. Узнадзе), вольтова дуга сразу задействует, станет передавать токи в обоих направлениях. Робер Эскарпи говорил на 38-й сессии Международной федерации библиотек в Бу- А. К. У л е д о в. Общественное мнение советского общества М., «Мысль». 1966 стр. 86. 89 и др. далеште (1972) о «проективном чтении» ху дожественных произведений. Книга рас сматривается таким читателем как жизнен ный опыт, в котором приглашают принять участие его самого. Это приключение, в хо де которого читатель вносит в книгу проек цию собственной внутренней жизни. Здесь личность автора имеет первостепенное зна чение, поскольку тот— спутник приключе ния, сообщник, доверенное лицо. Это сокро венное чтение, которому гласность вредит и которое совсем не предназначено для ра ционального использования. Нет другой це пи чтений, кроме цепи эпизодов, составляю щих жизнь, нет другой связи, кроме самой жизни. «Вот для того, чтобы быть так про читанным, и пишутся романы и вообще вся художественная литература». Не исключе но, впрочем, другое, «объективное чтение», в основном, с целью извлечения информа ции. Так читают даже романы. Например, анкета среди школьников, на которую ссы лается Р. Эскарпи, установила, что значи тельная часть мальчиков объясняет свою любовь к «Моби Дику» Мелвилла тем, что узнает много интересного о добыче китов и жизни китобоев. А девочки более чувстви тельны к романтическому обаянию книги и отождествляют себя с капитаном Ахавом или, чаще, с китом. Естественно, чтобы «проективно», «твор чески» воспринимать произведения художе ственной литературы, нужно накопить навы ки, обладать культурой, как говорят уче ные, высоким тезаурусом, вкладывать в чтение труд, мобилизовать свое воображе ние. Психолог Л. И. Беляева дает развер нутое определение самого высокого типа из числа массовых читателей. Для него характерно полное, целостное, глубокое, тонкое, в целом а д е к в а т н о е восприятие художественных произведений. Чтение ‘отвечает важным для этих людей мотивам эстетического познания жизни (лю дей, общества, природы), самопознания чи тателей, духовного их обогащения. Это ста ло их потребностью. Они читают вдумчиво, активно, книга (хорошая) мобилизует все стороны их психической деятельности: вооб ражение, чувства, они переживают события и судьбы героев, размышляют. Эти чита тели способны уловить взаимосвязь всех об разно-эмоциональных компонентов произ ведения. Для них имеет большое значение художественная деталь, особенности фор мы; все эти фрагменты запечатлеваются в их памяти, осознаются (может быть, не сразу). Читатель стремится постигнуть идею произведения и к этому подходит через освоение образов, которыми пользуется ав тор,—■они часто требуют дорисовки в со знании читающего. Структура мотивов чте ния у таких людей разнообразна. Однако удовлетворяют их те книги, которые дают «больше пищи для ума и сердца». Слож ность произведения (сама по себе) не от талкивает, наоборот, скорее побуждает к активному чтению. Притом, читатели это го типа не склонны отождествлять автора с героями произведения. Вообще для них важна личность автора, его нравственная позиция, какой она выражена в этом, а мо-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2