Сибирские огни, 1975, №9
Критика. Литературоведение Владимир Канторович ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ПИСЬМА Ежегодно читатели шлют авторам худо жественных произведений (но чаще редак циям, опубликовавшим романы, рассказы, очерки, публицистику) сотни тысяч писем. У писателей, по праву называемых «соци альными», накапливается огромная, содер жательная. волнующая почта. Из этого множества эпистолярных произ ведений в печать прорывается ничтожное число откликов-рецензий. Иногда, когда ре дакция открывает дискуссию по опублико ванному выступлению, печатаются статьи тех или иных читателей, обычно пред ставляющих крайние воззрения на пробле му; но, большей частью, читательские письма фигурируют в цифровых сводках: сколько писем принесла газете эта дискус сия, или сколько человек высказались «за», сколько— «против» Правда, писатели, ког да им представится случай (он редко выпа дает на их долю), делятся жемчужинами из своей почты Читатели известной категории болезненно реагируют на то, что их суждения не появ ляются в печати; тем более обижает молча ние писателя, оставляющего письма без от вета. Недавно мне написал человек, кото рый, по-видимому, любит поэзию, внима тельно следит за новыми именами, припоми нает грехи профессиональной критики, в разное время встречавшей сердитыми окриками произведении тех поэтов, которые с течением времени завоевали общее при знание. Этот, повторяю, весьма квалифици рованный читатель, конструктор из Смолен ска, прямо-таки вопиет: «Рядовой читатель практически лишен голоса! Сотни умных писем, на которые затрачено время, часто за счет своего сна, летят в редакционную корзину. Обидно, когда истошно кричишь, а тебя не слышат, вернее, не хотят слы шать!». И дальше: «Хотелось бы, чтобы сло ва признательности поэт услышал не после его канонизации, но и от современников». Не знаю, как автор этого письма пред ставляет себе широкий выход в печать суж дений массового читателя о новых произве дениях поэтов, прозаиков. драматургов (в принципе, это желательно!). В чем он видит гарантию, что непрофессионалы бу дут свободны от предубеждений и ошибок, допускаемых профессиональными критика ми?' Однако желание смоленского читателя довести свое мотивированное суждение до автора только что опубликованного худо жественного произведения —во всех случа ях справедливо и благородно. Признаем,— если не говорить о класси ках,— что море разливанное читательских писем не привлекает к себе того внимания литературных критиков, историков, социо логов (иногда и самих авторов, не затруд няющих себя ответом даже на серьезные письма), которого оно заслуживает. Да для этого нет и простейших условий. Доступ к архивам писателей-современников затруд нен (им самим подчас негде хранить письма); в составе журнальных редакций нет аппарата для работы с читательскими письмами; редакции же газет озабочены тем, чтобы выполнялась директива, и каж дая жалоба была направлена туда, где обя заны ее расследовать. Газеты печатают, ко нечно, и произведения художников, выступ ления писателей — на них волнами идут от клики читателей. Но жалоб, требующих расследований, среди таких откликов обыч но не бывает. Во всяком случае, отклики на литературные произведения — письма иного типа, у них свое назначение, да и «обраба-1 1 Я располагаю публикацией «Междуна- родного центра по исследованию чтения в социалистических странах» (Будапешт. Бюллетень № 3. октябрь 1974 г.), в котором литературно-социологическому анализу подвергнуто восприятие одной современной венгерской новеллы восемью группами читателей (всего 570 человек). Наиболее адекватное, квалифицированное восприятие новеллы наблюдалось все-таки в группе «профессиональных читателей» литературы — она объединяет критиков, эстетиков, литературоведов, преподавателей университет тов, редакторов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2