Сибирские огни, 1975, №9
150 В. НЕСТЕРЕНКО Эти вопросы нам задавали школьники и студенты повсюду, постоянно. И они не так безобидны, как на первый взгляд кажется. Долгие годы американцев приучали, да и теперь еще приучают, видеть в нашей стра не общество, в котором не существует ни какой свободы личности, где , свыше пред писывается все, вплоть до длины волос, развлечений и танцев. Как-то остановились у трапа девчата в русских цветастых сарафанах — из семей переселенцев, покинувших Россию еще до революции по религиозным мотивам. Захо дить боятся. — А вы нас не увезете в Россию? — А кому вы там нужны?— смеется боцман. —- Да нам говорили, что всех сразу хва таете, увозите и в Сибирь... И после, уже на борту: — Нам говорили, у вас безработица. — Кто говорил? — Учительница... До чего только не доходят в стремлении дезинформировать американца, когда речь идет о нашей стране! Сошлюсь еще раз на проф. Ю. Воронцова, который приводит в своей книге «Операция «Брейнуошинг» вы держку из американского журнала «Мэка- никс иллюстрейд»: «...человек, посетивший недавно Верхоянск, рассказывает, что с на ступлением декабря все в Верхоянске — лю ди, быки, свиньи, олени — забираются в хи жины. Люди начинают пить особый сибир ский напиток, который называется запой и который, как утверждают, изготовляется из старого мха, обрезков рогов и газет, на стоянных на картофельном спирте. Мужчи ны, одурманенные настоем, в течение самых холодных месяцев находятся в сладкой спячке. За ними ухаживают преданные же ны. Когда приходит весна, все, пошаты ваясь, встают на ноги, и раздается громкий клич: «Эй, люди, пора собираться в степь!» Это, конечно, крайний пример «развеси стой клюквы». Но далеко не редки амери канцы, которые «знают» о четырех миллио нах (не больше, не меньше!) голодающих в России. Наше понятие «жилищная про блема» расшифровывается как наличие мил лионов бездомных. Работу у нас, оказы вается, можно выбрать по желанию один только раз, а если уволишься, то пошлют — куда захотят... Кому-то, притом могущественному и влия тельному, надо, чтобы люди в Америке и Канаде имели искаженное представление о Советском Союзе. Но растет интерес к на шему обществу, и правда пробивает себе дорогу. И те шесть первых членов Интер национального клуба средней школы в Оре гон-Сити проложили тропку к правде десят кам своих сверстников. Русские американцы Вначале хотел написать «русские в Аме рике», а потом подумал, что это не совсем точно: русские в Америке могут быть раз ные — и моряки, как мы, и специалисты а командировке, и ученые и туристы. А эти — американцы русского происхождения. И только. Мы их увидели издалека. , В старинных сарафанах и расписных ру бахах, они выглядели участниками художе ственной самодеятельности, одетыми для концерта. Две семьи стали моими гостями. Григорий Снегин — двадцатилетний бородатый па рень с чисто русским носом картошкой и тугими щеками, его жена Галина—восем надцатилетняя молодуха с дочкой Анютой. Афанасий Краснов — ему восемнадцать— женился год назад. Они приехали из общины, что рассели лась в Вудборо и других городишках вокруг Портленда. Как они подали сюда? История не очень длинная, хотя кто может оказать, на сколько она длинна для семьи, для одно го человека, для поколения? Много-много лет назад, как будто еще при Екатерине Второй, ушла из России большая группа староверов в Турцию (в об щине до сих пор хранят раСсказ-легенду о старце, возглавлявшем этот исход). Потом к ним присоединились казаки-кубанцы, не захотевшие мириться ни с церковью, ни с ■порядками Российской империи. Вот они-то и дали корень поколениям рус ских, .рождавшихся, женившихся и умирав ших в Турции, никогда в жизни не видев ших России. — Жили бедно, трудно жили,— говорит Григорий. И добавляет: — Сам-то я из Синцзяна, в Китае родился. Это уже другая группа, видимо, из тех, кто после гражданской войны оказался в Китае с казачьими частями атамана Дутова. Отец Григория и там промышлял по мельничному делу. Потом в поисках луч шей доли уехали в Бразилию. Организовы вала и финансировала все эти переезды церковь. — А из Бразилии почему уехали? — Жизнь дороже стала. Раньше тонна удобрений тонной риса покрывалась,1а по том за нее приходилось три тонны риса от давать. Прослышали, что в Америке лучше жить можно. Собрались старики, решили всем миром подниматься. Попросил рассказать его о жизни в США, стал записывать, извинившись и попросив разрешения: «Все равно моряки будут рас спрашивать, не хочу врать, перепутав цифры». — Цена на землю разная: от десяти ты сяч долларов за акр в городе и до двух с половиной —трех тысяч там, где мы жи вем. Мы, русские, все приобретаем землю. Ну, а пока земли своей нет, приходится ра ботать, копить деньги. Работал на мебель ной фабрике обойщиком, плотничал, дома ставил, сейчас елки пилю... Несколько забегаю вперед: когда разговор коснулся образования, он сказал что про учился в школе три года, шурин — пять,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2